Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации»






НазваниеУчебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации»
страница1/6
Дата публикации19.03.2015
Размер1.14 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По направлению: 521500 – «Менеджмент»

521600 - «Экономика»

по специальности 061100 – « Менеджмент организации»

060600 – « Мировая экономика»

060500 – « Бухгалтерский учет, анализ, аудит»

060 00 – « Финансы и кредит»

Санкт-Петербург
2004

Экономика предприятия: Учебно – методический комплекс./ Авт. – сост. Л.И. Смирнова, А.Б. Смирнов. – Спб.: ИВЭСЭП, 2004. – с


Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента, протокол № от 2004г.
Утверждена и рекомендована к печати научно – методическим Советом, протокол № от 2004 г.


Авторы – составители:

Кандидат экономических наук, профессор

Л.И.Смирнова;

Кандидат экономических наук

А.Б. Смирнов


Рецензенты

Доктор экономических наук, профессор

А.Б. Крутик

Кандидат экономических наук, доцент

А.И.Цапуг

Научный редактор: доктор экономических

наук, зав. Кафедрой экономики и менеджмента

ИВЭСЭП, профессор Т.Г. Евдокимова

Ответственный за выпуск

Н.А. Фролова


Компьютерные работы

М.П. Жуковой

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Пояснительная записка
Предприятие представляет собой сложную открытую экономическую систему, нередко имеющую на входе десятки и сотни входных параметров (многие виды сырья, материалов, топлива и энергии, информации), а на выходе - разнообразные виды продукции (товаров и услуг). Сама система состоит из технологически сопряженных машин, оборудования, производственных площадей, зданий, а также работников разнообразных профессий. Одновременно с движением материальных средств производства и продукции осуществляются финансовые потоки денежных . средств. Особенностью современного предприятия является все возрастающая сложность снабженческо-сбытовых связей. В силу этих обстоятельств процесс управления предприятием, даже малым и средним, чрезвычайно сложен.

Управление предприятием направлено на синхронизацию сложных процессов взаимодействия факторов производства и обеспечение их эффективной трансформации в готовую продукцию с учетом требований рынка и ограничений внешней среды. При этом цель управления состоит в повышении эффективности производства, т.е. в максимизации отношения результатов производства к производственным затратам.

Главное в управлении предприятием - это повышение экономической эффективности производства: увеличение отдачи с единицы ресурсов – производственных площадей, мощностей, от персонала.

Учебный курс «Экономика предприятия» является федеральным компонентом общепрофессиональных дисциплин и профилирующим курсом в профессиональной подготовке студентов. Он должен предшествовать специализированным экономическим дисциплинам: маркетинг, менеджмент, логистика, экономика труда и другим, с целью системного изучения механизма управления.

Основная цель преподавания настоящей дисциплины состоит в формировании у обучающихся самостоятельного экономического мышления и получения ими системы знаний о создании и функционировании предприятия в современной экономической ситуации.

Учебная дисциплина рассматривает стратегические задачи создания и развития российского бизнеса и создания условий для безубыточного функционирования предприятий.

Задачи курса состоят в обучении студентов и освоении ими знаний:

• обеспечения предприятия необходимыми ресурсами;

• планирования и организации экономической деятельности предприятия;

• механизма управления и моделирования производственных и социально-экономических процессов;

• поддержания производственного процесса в заданном режиме с учетом обеспечения пропорциональности, ритмичности, непрерывности и доходности, включая все его составляющие подразделения и элементы от снабжения до реализации продукции, работ и услуг предприятия.

Главной целью преподавания дисциплины является обучение студентов совокупности методов, необходимых для успешного создания и функционирования предприятия , как коммерческой структуры экономики РФ, вплоть до ликвидации.

Знания и навыки студентов формируются в процессе лекционных, семинарских, практических и самостоятельных занятий. Во всех темах изучаются нормативные и законодательные акты, формирующие правовую и экономическую основу функционирования предприятия.
Учебно – методический план


№ п/п

Наименование темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Семинары

Всего

1.

Предприятие, его организационно – правовые формы.

4

1

5

2.

Товарная политика предприятия в условиях рынка.

4

1

5

3.

Производственная и организационная структуры предприятия.

4

1

5

4.

Основы планирования деятельности предприятия.

6

1

7

5.

Производственная программа предприятия и производственная мощность.

4

2

6

6.

Экономические ресурсы предприятия.

8

3

11

7.

Инновационная деятельность предприятия. Организация подготовки производства.

4

1

5

8.

Инвестиционная политика предприятия.

4

1

5

9.

Производственный процесс и основы его организации.

4

1

5

10.

Организация вспомогательных и обслуживающих процессов предприятия.

4

1

5

11.

Себестоимость и цена продукции предприятия.

6

2

8

12.

Формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

6

1

7

Итого:

58

16

74

Тема 1. Предприятие, его организационно – правовые формы.
Классификация хозяйствующих субъектов по видам деятельности и формам собственности. Предприятие: понятие, сущность и экономические основы функционирования. Статус юридического лица, права и обязанности, ответственность. Организационно - правовые формы предприятий.

Объединение предприятий. Принципы создания и основные виды объединений.

Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Особенности предпринимательства в России.
Основным вопросом данной темы является создание предприятий, порядок образования, сущность и экономические основы его функционирования.

Студентам необходимо хорошо разбираться в классификации хозяйствующих субъектов по видам деятельности и формам собственности. Хорошо видеть особенности, отличие, преимущества и недостатки различных видов предприятий.

Наиболее сложным и актуальным вопросом темы являются Организационно – правовые формы предприятий, в частности определении статуса юридического лица, прав, обязанностей и ответственности.

При изучении данной темы студенты должны знать новые организационные формы объединений, цели создания, эффективность функционирования.

Так как предпринимательство является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятия, студентам необходимо углубленно разобраться в содержании предпринимательства в сфере производства, формах и видах предпринимательской деятельности.

Предприятие (фирма, организация) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, и производящий продукцию, товары, выполняющий работы, оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Юридическими лицами могут быть организации, деятельность которых направлена на получение прибыли, т.е. коммерческие организации (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), и организации, не имеющие в качестве конечной цели извлечение прибыли, т.е. некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации, благотворительные и иные фонды). Допускается создание объединений, союзов коммерческих и некоммерческих организаций.

Виды и формы собственности, в рамках которых функционирует предприятие, характер отношений собственности являются характерными признаками экономической системы.

Статья 212 ГК РФ определяет следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Предприятия различных хозяйственно-правовых форм могут создавать объединения для совместного решения определенных задач, достижения конкретных целей.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организаций, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы.

К наиболее распространенным типам ассоциативных организационных структур относятся: картель, консорциум, концерн, корпорация, синдикат, трест, финансово - промышленная группа (ФПГ), холдинг компания (ХК).

При этом предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединений не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основании договора с предприятиями.

Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей выходит за рамки обыденных схем, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т. д.).

Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность -самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Любая экономическая дёятёльность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство - обмен - распределение - потребление), поэтому выделяют такие виды предпринимательской деятельности, как производственная, коммерческая, финансовая.
Тема 2. Товарная политика предприятия в условиях рынка.
Предприятие как агент рыночной экономики. Рынок. Принципы рыночной экономики. Модели поведения предприятия в условиях рынка и стратегия выживания. Экономическая среда функционирования предприятия.

Формирование спроса и предложения товарного производства. Эластичность спроса и предложения. Товарная политика предприятия. Основы конкурентоспособности товара и производства. Рыночная конкуренция.
При изучении данной темы студентам необходимо уяснить смысл, суть, содержание рынка и рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.

Рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоравливает экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

Студенты должны хорошо понимать, что трансформация экономической системы коренным образом изменила условия хозяйственной деятельности предприятий, повлияла на механизмы и мотивацию принимаемых ими решений.

Выбор целей и типов стратегии развития предприятия во многом зависит от состояния среды функционирования предприятия (внешней и внутренней).

Под экономической средой функционирования предприятия понимается совокупность ряда условий юридического, финансово – экономического, организационного характера:

- Правовое поле работы субъекта;

- Экономическая политика государства;

- Состояние конкурентной среды;

- Условия поставки сырья, материалов;

- Наличие посредничества и др.

Внутренняя среда – микросреда – призвана включать факторы, имеющие непосредственное отношение к предприятию и его возможностям по производству и реализации продукции.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является продукция (работа, услуги).

Внешняя среда предприятия включает общее (макроэкономическое) состояние экономики, сырьевую базу, внутриполитические и демографические факторы, социально – экономическую среду, мировую экономику и международные отношения, экологическую обстановку и, самое главное, поведение конкурентов.

Разумеется, изолированных от внешнего мира предприятий не существует. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия – это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Ранее изучаемый курс «Экономической теории» позволит студентам свободно разобраться в товарной политике предприятия, в частности в формировании спроса и предложения товарного производства на основе определения эластичности спроса и оценки конкурентоспособности товара и производства.

В условиях рыночных отношений объем реализации продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности, а следовательно, требуется постоянная оценка товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Выполнение этих требований отражается в товарной политике предприятия.

Для обеспечения высокой достоверности оценки уровня конкурентоспособности товара вся промышленная продукция подразделяется на группы. Каждая группа товаров характеризуется определенными технико-экономическими показателями и организационно-технологическим уровнем производства. Для оценки конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:

• определение номенклатуры готовой продукции исходя из возможностей действующих производственных мощностей;

• установление конкурентов — производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего предприятия;

• определение технико-экономических показателей для установления конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;

• определение номенклатуры продукции с позиции интересов потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию.
Тема № 3.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент...
Экономическая география: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Слободина Н. Д. Спб.: Ивэсэп, 2006. 68 с

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 080500 «Менеджмент»...
Мировая экономика: Учебно – методический комплекс./ Авт. – т. Р. Д. Власенко– Спб.: Ивэсэп, 20. – с

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент...
Курс «История экономики» предназначен для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» и бакалавров, обучающихся по...

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 061100 Менеджмент...
Основы документационного обеспечения управления: Учебно-методический комплекс. / Авт сост. В. А. Спивак – спб.: Ивэсэп, 2006. – 12...

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080500 (061100) «менеджмент...
Учебно-методический комплекс по «Деловому английскому языку» Авт сост. Р. С. Горская. – Спб.: Спбивэсэп, 2006

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconОдобрено умс управления факультета международный менеджмент Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс По специальности: 080507 (061100) Менеджмент...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Программа./Авт сост С. М. Климов, Э. К. Васильева. – Спб.: Ивэсэп, 2004

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» включает в себя тематический...

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...

Учебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент» 521600 «Экономика» по специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную