Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика»






НазваниеПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика»
страница1/10
Дата публикации17.03.2015
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет экономики

Программа дисциплины
Микроэкономика
для направления 080100.62 Экономика

подготовки бакалавра
Авторы программы: М.В. Шеина, к.ф.-м.н., доцент, marina_cheina@mail.ru;

С.В. Суслова, к.э.н., доцент, svsuslova@yandex.ru;

Е.А.Петрова, elpetrova83@mail.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)


Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 30 » августа 2011 г
И.о.зав. кафедрой ________________________ Р.Н. Божья-Воля


Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « 15 » сентября 2011 г.
Председатель ___________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080100.62 Экономика (уровень подготовки: Бакалавр). Утверждён 02.07.2010 г. (протокол № 15);

учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденным в 2010 г.





  1. Цели освоения дисциплины


В области обучения:

  • подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний,

  • получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

В области воспитания личности:

  • формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникативности,

  • расширение кругозора.





  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.

  • Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.

  • Владеть:

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в экономике

ОНК-1


Применяет инструментарий математического анализа, владеет навыками теоретического моделирования при решении задач



Решение качественных и количественных задач; анализ кейсов


способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в

обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

СЛК-4

Демонстрирует умения постановки задач, навыки аналитической работы, владеет навыками теоретического моделирования, формулирования результатов анализа


Анализ кейсов, написание эссе

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-6

Демонстрирует умение ясно выражать свои мысли

Коллоквиумы, обсуждение кейсов на семинарских занятиях, написание рефератов и эссе

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

СЛК-7

Демонстрирует умение работать в группе

Выполнение учебных работ в парах или небольших коллективах


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и базовой части дисциплин.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Основы экономической теории

Математический анализ

Линейная алгебра

Методы оптимальных решений
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной

деятельности, применять методы математического анализа и моделирования,

теоретического и экспериментального исследования в экономике (ОНК-1);

- способен самостоятельно работать на компьютере с использованием современного

общего и профессионального прикладного ПО (ИК-1);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

(СЛК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (СЛК-7).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Институциональная экономика

Экономика общественного сектора

Теория отраслевых рынков

Международная экономика

Теория контрактов

Экономика труда

Финансовые рынки и институты

Научно-исследовательский семинар


  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теория поведения потребителя



















Тема 1. Аксиомы потребительского выбора

8

2

2




4




Тема 2. Теория двойственности в анализе поведения потребителя

26

6

6




14




Тема 3. Сравнительная статика спроса

8

2

2




4




Тема 4. Теория выявленных предпочтений

26

6

6




14



Тема 5. Оценка изменения благосостояния потребителя


18

4

4




10




Тема 6. Выбор потребителя в условиях первоначальной наделенности

18

4

4




10




Тема 7. Потребительский выбор в условиях неопределенности

8

2

2




4

2

Теория производства и предложения




















Тема 8. Производственная функция

18

4

4




10




Тема 9. Издержки производства

8

2

2




4



Тема 10. Максимизация прибыли фирмы


8

2

2




4



Тема 11. Фирма как субъект предложения на рынке готовой продукции


8

2

2




4

3

Анализ конкурентных рынков


















Тема 12. Совершенно-конкурентное равновесие на отдельном рынке и эффективность


8

2

2




4

4

Общее равновесие и общественное благосостояние



















Тема 13. Общее равновесие: потребление и производство

18

4

4




10




Тема 14. Эффективность и справедливость

10

2

2




6

5

Типы рыночных структур



















Тема 15. Монополия и монопольная власть

36

8

8




20




Тема 16. Олигополия

44

8

8




28




Тема 17. Введение в теорию игр

42

8

8




26

6

Государственное регулирование экономики


















Тема 18. Государственное регулирование конкурентных рынков


8

2

2




4




Тема 19. Влияние государственной политики на поведение потребителей

18

4

4




10




Тема 20. Государственное регулирование рынка труда

8

2

2




4




Тема 21. Распределение налогового бремени и оптимальное налогообложение

18

4

4




10



Тема 22. Асимметрия информации


18

4

4




10




Тема 23. Внешние эффекты

18

4

4




10




Тема 24. Общественные блага

18

4

4




10




Итого

418

92

92




234



6. Контроль знаний студентов


6.1 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа




4




10

Письменная работа 90 минут

Эссе







7




Объем до 4 стр.

Реферат










9

Объем до 10 стр., выступление на семинаре около 15 мин.

Коллоквиум




2







Устная форма

Домашнее задание

7







8

Расчетная работа

Итоговый

Зачет/ Экзамен





зачет




экзамен

Устная форма



6.2. Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа: способность выбрать и построить теоретическую модель для анализа проблемной ситуации, выполнить необходимые расчеты в процессе решения задач и интерпретировать результаты.

Реферат: умение собирать и анализировать необходимую информацию и интерпретировать ее в целях решения поставленных задач.

Эссе: умение собирать и анализировать информацию, владение культурой аналитического и критического мышления.

Домашнее задание: способность выбрать средства для обработки экономических данных, умение анализировать и интерпретировать результаты расчетов.

Коллоквиум: знание основных понятий, терминов, концепций микроэкономики, умение применять методы математического анализа и моделирования.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины



Раздел 1 Теория поведения потребителя


Тема 1. Аксиомы потребительского выбора


Предпосылки теории потребительского поведения. Рациональность. Полнота предпочтений и их рефлексивность. Транзитивность предпочтений и сопутствующая ей непересекаемость кривых безразличия.

Непрерывность предпочтений. Лексикографические предпочтения. Существование функции полезности и ее единственность с точностью до положительного монотонного преобразования. Монотонность предпочтений. Локальная ненасыщаемость предпочтений. Выпуклость предпочтений (или убывающий характер предельной нормы замещения).

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4. Для выполнения заданий по текущему контролю - 1, подготовки к семинарским занятиям 1, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2.


Тема 2. Теория двойственности в анализе поведения потребителя


Модель поведения потребителя. Бюджетное ограничение, ломаные бюджетные ограничения. Максимизация уровня полезности, получаемой потребителем при заданном бюджетном ограничении. Использование метода Лагранжа для решения задач на условный экстремум. Интерпретация множителя Лагранжа в задаче максимизации полезности как предельной полезности дохода. Условия оптимальности первого и второго порядков. Функция некомпенсированного (маршаллианского) спроса. Косвенная функция полезности и ее свойства. Угловое решение и его экономический смысл.

Задача минимизации расходов потребителя при заданном уровне полезности. Функция компенсированного (хиксианского) спроса. Функция расходов потребителя и ее свойства. Лемма Шефарда.

Двойственность задачи максимизации полезности потребителя при заданном бюджетном ограничении и задачи минимизации расходов потребителя при заданном уровне полезности. Связь между косвенной функцией полезности и функцией расходов потребителя.

Количество часов аудиторной работы: 12

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 14. Для выполнения заданий по текущему контролю - , подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 4.


Тема 3. Сравнительная статика спроса


Изменение набора товаров, приобретаемого потребителем, под воздействием изменения дохода потребителя. Эффект дохода. Изменение набора товаров, приобретаемого потребителем, под воздействием изменения уровня цены одного из товаров. Декомпозиция изменения в уровне потребления товара при изменении цены на этот товар на эффект замещения и эффект дохода: графическое представление и знаки эффектов дохода и замещения в случаях нормальных, инфериорных благ и товаров Гиффена.

Эффекты дохода и замещения по Хиксу. Эффекты дохода и замещения по Слуцкому. Негативность эффекта замещения. Кривые компенсированного спроса (по Хиксу и по Слуцкому) и их взаимное с кривыми некомпенсированного спроса расположение для нормальных и инфериорных благ.

Функции компенсированного и некомпенсированного спроса, общее уравнение Слуцкого. Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности.

Валовые комплементы и субституты. Возможная несимметричность определения товаров как валовых комплементов или субститутов. Чистые комплементы и субституты.

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4. Для выполнения заданий по текущему контролю - 1, подготовки к семинарским занятиям 1, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2.


Тема 4. Теория выявленных предпочтений


Предпосылки теории выявленных предпочтений. Понятие выявленного предпочтения. Прямые и косвенные выявленные предпочтения. Принцип выявленных предпочтений.

Слабая аксиома выявленных предпочтений (WARP), ее проверка. Сильная аксиома выявленных предпочтений (SARP), ее проверка.

Применения теории выявленных предпочтений: реконструирование кривых безразличия на основании информации о наборах, избираемых рациональным потребителем при различных уровнях цен; объяснение закона компенсированного спроса (отрицательного знака эффекта замещения) при помощи слабой аксиомы выявленных предпочтений; оценка благосостояния потребителей.

Количество часов аудиторной работы: 12

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 14. Для выполнения заданий по текущему контролю - , подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 4.


Тема 5. Оценка изменения благосостояния потребителя



Потребительский излишек. Графическое и аналитическое выражение излишка (выигрыша) потребителя. Оценка изменений благосостояния потребителя при изменении цен с помощью потребительского излишка.

Компенсирующая вариация дохода: определение, аналитическое и графическое представление. Компенсация по Хиксу в сравнении с компенсацией по Слуцкому: выбор экономической политики. Эквивалентная вариация дохода: определение, аналитическое и графическое представление. Расчет компенсирующей и эквивалентной вариации дохода. Компенсирующая, эквивалентная вариации и изменение потребительского излишка в случае квазилинейных предпочтений.

Измерение изменения стоимости жизни с помощью индексов. Несопоставимость потребительских наборов. Индексы цен Ласпейреса и Пааше, Фишера. Индекс номинального дохода. Индекс Конюса.

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 10. Для выполнения заданий по текущему контролю - 2, подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2.


Тема 6. Выбор потребителя в условиях первоначальной наделенности.


Понятие первоначального наделения («endowement»). Чистый и валовой спрос. Бюджетное ограничение в случае первоначального наделения. Изменения цен и изменения стоимости первоначального наделения. Сдвиги бюджетного ограничения. Эффект дохода, связанный с первоначальным наделением.

Индивидуальное предложение труда. Бюджетное ограничение. Альтернативная стоимость досуга. Сравнительная статика: отсутствие однозначной связи между уровнем повременной ставки заработной платы и объемом предложения труда. Построение кривой индивидуального предложения труда. Воздействие на объем предложения труда введения повышенной ставки оплаты сверхурочных работ.

Теория поведения домашних хозяйств. Потребительский выбор во времени. Функция полезности в моделях межвременного выбора. Межвременное бюджетное ограничение – двухпериодная модель. Оптимальный выбор во времени. Заемщики и кредиторы. Индивидуальное предложение сбережений. Воздействие изменения процентной ставки на уровень сбережений индивида.

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 10. Для выполнения заданий по текущему контролю - 2, подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2.


Тема 7. Потребительский выбор в условиях неопределенности


Экономика неопределенности и риска. Неопределенность как фактор потребительского выбора. Лотереи: простая, смешанная, редуцированная. Математическое ожидание выигрыша. Функция ожидаемой полезности Неймана-Моргенштерна. Теория ожидаемой полезности. Дискуссии вокруг модели ожидаемой полезности.

Риск. Понятие риска и неопределенности по Найту. Различное отношение к риску в зависимости от вида функции полезности: антипатия, нейтральность, предпочтение. Измерение степени неприятия риска: индекс Эрроу-Пратта. Причины, виды, пути снижения риска. Спрос на страхование. Распределение и диверсификация риска.

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4. Для выполнения заданий по текущему контролю - 1, подготовки к семинарским занятиям 1, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2.



Литература по разделу:

Базовая:

Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2012. Гл. 3, 4, 5

Основная:

Джейли Д.А., Рени Ф.Д. Микроэкономика: продвинутый уровень: учебник, 2011. Гл. 1, 2.

Вэриан Х.Р. «Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход.» М: ЮНИТИ, 1997 г.

«50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2004.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. «Микроэкономика». Санкт-Петербург. «Экономическая школа». 2010 г.

Томпсон.А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: БИНОМ, 1998 г.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2008.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Решение количественных и качественных задач и работа с кейсами на семинарах, решение задач на семинарах и в качестве домашних заданий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconРоссийской Федерации Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма дисциплины «Налоги и налогообложение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100. 62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную