Программа по дисциплине «Мировая экономика»






Скачать 268.8 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Мировая экономика»
Дата публикации18.01.2015
Размер268.8 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
080100.62 ЭКОНОМИКА

080500.62. МЕНЕДЖМЕНТ

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 65.5

Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню теоретических знаний и практических навыков исследования в области мировой экономики и международных экономических отношений. Данная учебная программа является второй, доработанной с учетом опыта преподавания дисциплины и современных тенденций в мировой экономике. Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения.

Составитель:

Матвейчук Л.И.., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений
Утверждена на заседании кафедры МЭМО от 19.05.2014 г., протокол № 8,

редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.


© Издательство ВГУЭС 2014

ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «Мировая экономика» объясняется тем, что российская экономическая наука формирует новое экономическое мышление у специалистов, работающих в сфере бизнеса, где взаимодействуют экономические структуры из разных стран. Результативность их взаимодействия характеризуется не только уровнем развития, но и степенью вовлеченности в международное разделение и кооперацию труда и в мировое экономическое пространство. Российские предприятия сделали первые шаги в этом направлении и активно работают в сфере международных экономических отношений.

Мировая экономика как наука основана на теории рыночных отношений и развивает ее в условиях открытых национальных экономик. В связи с этим особое значение приобретает изучение теории и практики рыночных отношений, основ конкурентной экономики, форм и методов участия предприятий в сфере внешнеэкономических связей. Национальную экономику рассматривают сегодня как часть мирового хозяйства, а это приводит к необходимости пересмотреть ряд положений, изучаемых в курсе « Мировая экономика», которая выступает связующим звеном между базовыми экономическими курсами.

Мировая экономика как учебная дисциплина представляет собой сферу научного познания, сформировавшуюся на основе экономической теории. Объектом изучения курса является всемирное или мировое хозяйство, под которым понимают систему национальных хозяйств, участвующих в международном разделении труда и объединенных различными видами мирохозяйственных связей.

Исследование сущности и форм проявления международных экономических отношений в процессе осуществления торговых, финансово-кредитных, валютных и других внешнеэкономических отношений с целью удовлетворения потребностей национальных экономик в ресурсах и благах составляет предмет мировой экономики. Учитывая, что российский бизнес нуждается в профессионально подготовленных, знающих и коммуникабельных бакалаврах, способных осуществлять идеи не только в рамках национальной экономики, но и на международном уровне, значение компетенций в области мировой экономики возрастает.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Мировая экономика» изучается студентами экономических специальностей очной и заочной форм обучения.

Основные цели курса состоят в том, чтобы дать студентам системное представление о структуре и тенденциях мировой экономики, механизмах его функционирования, показать особенности международной среды, в которой осуществляется экономическая деятельность объединений государств, отдельных стран, ассоциаций и предприятий.

Задачи курса:

дать теоретическую и методологическую базу для понимания закономерностей и процессов, проходящих в мировой экономике;

показать особенности функционирования и взаимодействия основных системных элементов, международных организаций, регулирующих воспроизводственные процессы;

познакомить с теориями мировой торговли и определить их значение для характеристики современных процессов, происходящих во внешней торговле;

изучить тенденции развития мировых товарных рынков, международных финансовых рынков, рынков труда и капитала;

понять специфику современного этапа развития мировой экономики, определяемого как « глобализация».
1.2. Связь с другими дисциплинами

Мировая экономика - это теория, применяемая для изучения состояния и динамики взаимозависимого мира, поэтому ее изучение основывается на знаниях, полученных студентами на предшествующих этапах подготовки в области рыночной экономики. Базовыми для изучения дисциплины «Мировая экономика» являются курсы «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономическая статистика». В тоже время курс « Мировая экономика» тесно связан с экономическими дисциплинами: маркетингом, менеджментом, международными финансами и валютно-кредитными отношениями, бухгалтерским учетом. Помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин для изучения курса необходимы знания по математике, информатике, что позволит использовать современные математические методы и модели для проведения различного вида экономического анализа, и иностранному языку, что значительно увеличит объем используемых при изучении курса первоисточников.

1.3. Знания, умения и навыки

В результате изучения дисциплины бакалавры должны знать:

- структуру и механизм регулирования мировой экономикой;

- теории мировой торговли;

- общие принципы и инструменты государственного регулирования ВЭД;

- закономерности экономических процессов, происходящих в мире;

- приоритетные направления развития национальной экономики в условиях глобализирующегося мира и специфику основных направлений и форм ВЭД.
Бакалавр должен уметь:

- проводить анализ экономического состояния, темпов экономического роста в подсистемах и в отдельных странах;

- сопоставлять платежные и торговые балансы;

- исследовать движение факторов производства во всемирном хозяйстве;

- анализировать состояние рынков товаров и услуг.

Бакалавр должен иметь навыки:

- расчета основных макроэкономических показателей, валютных курсов;

- оценки экономического состояния страны, динамики рынка;

- выбора методов исследования и анализа экономических процессов, проходящих во всемирном хозяйстве.

Учебные задачи курса заключаются в приобретении студентами навыков изучения нормативно-законодательных материалов, учебно-методической, научной и информационно-статистической литературы; анализа экономической информации на уровне макроэкономики, а также конкретных ситуаций, складывающихся в национальной экономике; выработке решений с оценкой возможных результатов; подготовки обзоров, курсовых и дипломных работ.

1. 4. Основные виды занятий

Дисциплина предполагает чтение лекций и проведение практических занятий, а также самостоятельную работу студентов дневной и заочной форм обучения.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
Тема 1. Мировая экономика как система, ее становление и тенденции развития (2 часа)

Понятие всемирного хозяйства, мировой экономики. Структура мирового хозяйства. Подходы к выделению подсистем мирового хозяйства. Классификация стран по группам и подгруппам. Акторы мегаэкономики, их характеристика. Всемирное хозяйство и национальная экономика.
Тема 2. Международное разделение труда и интеграционные процессы во всемирном хозяйстве (4 часа)

Сущность международного разделения труда (МРТ), его виды, их характеристика. Международная производственная специализация, ее виды. Международная производственная кооперация, ее формы.

МРТ и интеграция в мировом хозяйстве. Региональная и глобальная интеграции. Типы и формы интеграции. Основные формы интеграции стран. Интеграционные объединения в Европе. Особенности формирования и развития Европейского Союза. (ЕС). Европейская ассоциация Свободной торговли (ЕАСТ) и ее взаимоотношения с ЕС. Интеграционные объединения в Северной и Южной Америке, Африке, Азии. Особенности интеграционных процессов в различных регионах.

Содружество независимых государств (СНГ), перспективы его развития. Роль и место России в СНГ. Участие России в интеграционных процессах в Европе и Азии.

Тема 3. Природные и экономические ресурсы современного мирового хозяйства (4 часа) Значение ресурсов во всемирном хозяйстве. Классификация ресурсов. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Территория, земля, леса их использование. Мировой океан и его ресурсные возможности. Ископаемые ресурсы. Производство и масштабы использования минерального сырья. Минеральные ресурсы и производительные силы. Мировые сырьевые рынки, состояние и тенденции.

Человеческие ресурсы мирового хозяйства. Численность и динамика роста населения земли. Демографическая политика. Особенности урбанизации. Трудовые ресурсы. Качество рабочей силы. Занятость и безработица. Проблемы размещения трудовых ресурсов. Народонаселение и экономический рост.

Научно-технический потенциал и его значение в развитии мирового хозяйства. Понятие научно-технический потенциал, критерии его оценки. Научно-технический потенциал – основа экономического роста. Современные тенденции научно-технического прогресса. Характер воздействия НТП на развитие мирового хозяйства и МЭО.
Тема 4. Отраслевая структура и потенциал мирового хозяйства (6 часов)

Понятие отраслевой структуры мирового хозяйства. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности.

Сельское хозяйство, его структура в различных странах. Агропромышленный комплекс (АПК) в мировом хозяйстве. Динамика производства продовольствия. Продовольственная помощь. Тенденции развития сельского хозяйства.

Современная промышленность и динамика ее развития. Отраслевая структура современного промышленного производства. Группировка отраслей по классификационным признакам. Добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Современное машиностроение, его структура. Транспортное машиностроение. Развитие автомобилестроения и авиакосмической промышленности.

Легкая промышленность, ее основные отрасли и направления их развития.

Третичный сектор, его структура. Сервисизация мировой экономики и переход к постиндустриальному обществу.
Тема 5. Международная торговля, ее товарная и географическая структура (4 часа)

Теории международной торговли. Торговля на основе абсолютных и сравнительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина. Парадокс В. Леонтьева и его значение в развитии теории международной торговли. Современные теории международной торговли. Международная торговая система. Мировые цены. Особенности ценообразования на мировых рынках.

Динамика мировой торговли, ее товарная и географическая структура. Особенности торговли продовольственными товарами и состояние рынков продовольствия. Классификация промышленных товаров и их торговля в мире. Структура мирового рынка услуг и специфика работы на нем. Рынок транспортных услуг, его роль в мировом хозяйстве. Международный рынок технологий, “ноу-хау”, инжиниринговых услуг. Тенденции в товарной и географической структуре международной торговли.
Тема 6. Внешнеторговая политика и роль государства в ее регулировании (2 часа)

Внешнеторговая политика: цели, направления. Государственное регулирование внешней торговли. Либерализация внешней торговли и протекционизм. Тарифные и нетарифные ограничения. Теория таможенных тарифов. Нетарифные инструменты торговой политики, их классификация. Неэкономические методы регулирования внешней торговли. Торговые договоры. Правовые режимы. Международные соглашения и международные организации по торговле. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТО) и ее влияние на регулирование международной торговли.

Тема 7. Международное движение капитала (4 часа)

Капитал как ресурс мировой экономики. Сущность международного движения капитала, его формы. Структура и динамика экспорта капитала. Интернационализация рынков капитала. Современный международный рынок капитала.

Международный кредит, его сущность и функции. Формы международного кредита. Виды обеспечения международных кредитов.

Международный кредитный рынок. Основные виды кредитных операций. Внешний и внутренний государственный долг. Управление государственным долгом. Причины и последствия кризиса международной задолженности.

Тема 8. Международные валютные отношения (2 часа)

Понятие валюты, ее классификация. Международная система валютных отношений и ее элементы. Мировая валютная система (МВА), этапы развития. Европейская валютная система.

Валютный курс и факторы, влияющие на него. Паритет покупательной способности (ППС) валют. Валютный рынок. Спрос на валюту и ее предложение. Валютные операции. Валютная политика и валютное регулирование.
Тема 9. Страны в мировой экономике (4 часа)

Общая характеристика развитых стран. Основные признаки развитых стран. Особенности экономической структуры развитых стран, их роль в производстве, международной торговле, экспорте технологий и капитала.

Основные признаки развивающихся стран: многоукладность, отсталость, зависимость экономики. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран. Роль новых индустриальных стран (НИС), стран ОПЕК, наименее развитых стран (НРС) в мировом хозяйстве. Место развивающихся стран в МРТ и международном движении капитала. Экономическая стратегия и внешнеэкономическая политика развивающихся стран.

Страны с переходной экономикой (трансформирующиеся страны).
Тема 10. Россия в мировом хозяйстве (2 часа)

Общая характеристика экономики России, ее ресурсный потенциал. Отраслевая структура экономики России. Факторы экономического роста России. Россия на международных рынках товаров и услуг. Россия в международном движении капитала.

Основные направления внешнеэкономических связей.

2.2 Перечень тем практических занятий
Тема 1. Мировая экономика как система, ее становление и тенденции развития. Макроэкономические показатели (2 часа, семинар, решение задач)

Особенности формирования всемирного хозяйства и периодизация развития мировой экономики. Многоуровневая структура мирового хозяйства, ее характеристика. Методики выделения подсистем и национальных хозяйств в структуре мировой экономики. Основные макроэкономические показатели, используемые в международных сопоставлениях и анализе национальных воспроизводственных процессов. Методы расчета макроэкономических показателей.
Тема 2. Международное разделение труда и интеграционные процессы во всемирном хозяйстве (2 часа, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ)

Особенности современного этапа МРТ и новые тенденции в его развитии. МРТ и международная конкурентоспособность. Экономическое развитие стран мира и особенности интеграционных процессов. Статистические и динамические эффекты интеграции. Особенности интеграционных процессов в различных регионах.

Тема 3. Природные и экономические ресурсы современного мирового хозяйства (2 часа, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ)

Значение ресурсов во всемирном хозяйстве. Классификация ресурсов. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Территория, земля, леса их использование. Мировой океан и его ресурсные возможности. Ископаемые ресурсы. Производство и масштабы использования минерального сырья. Минеральные ресурсы и производительные силы. Мировые сырьевые рынки, состояние и тенденции.

Человеческие ресурсы мирового хозяйства. Численность и динамика роста населения земли. Демографическая политика. Особенности урбанизации. Трудовые ресурсы. Качество рабочей силы. Занятость и безработица. Проблемы размещения трудовых ресурсов. Народонаселение и экономический рост. Тенденции развития мирового рынка рабочей силы. Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие стран. Проблема утечки умов для развивающихся стран. Регулирование рынка рабочей силы.

Научно-технический потенциал и его значение в развитии мирового хозяйства. Понятие научно-технический потенциал, критерии его оценки. Научно-технический потенциал – основа экономического роста. Современные тенденции научно-технического прогресса. Характер воздействия НТП на развитие мирового хозяйства и МЭО.
Тема 4. Отраслевая структура и потенциал мирового хозяйства (2 часа, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ)

Отраслевая структура экономики в подсистемах мирового хозяйства. Тенденции развития АПК. Структура мировой промышленности. Основные направления ее изменения. Региональные аспекты развития отраслей легкой промышленности. Торговля как отрасль, ее структура. Место и роль транспорта и связи в отраслевой структуре мирового хозяйства.
Тема 5. Внешнеторговая политика и роль государства в ее регулировании (2 часа, дискуссия, презентация индивидуальных работ)

Роль государства в международной торговле. Виды внешнеторговой политики, их сущность. Межправительственные торговые соглашения, их роль в регулировании и развитии мировой торговли. ГАТТ и ВТО: история создания и роль в развитии международных торговых отношений. Российская внешнеторговая политика. Перспективы расширения ВЭС России после вступления в ВТО.
Тема 6. Международное движение капитала (2 часа, семинар, решение задач)

Направления вывоза капитала в мировой экономике. Формы получения дохода иностранными инвесторами при различных видах вывоза капитала. Инструменты международного кредитования. Международный рынок кредита, его основные сектора. Проблемы мировой задолженности.
Тема 7. Международные валютные отношения (2 часа, дискуссия, решение задач)

Конвертируемость валюты, ее виды. Международная валютная система, ее структура и функции. Валютный курс и методы его расчета. Факторы, влияющие на формирование валютного курса. Международный рынок валют: структура и формы торговли. Мировые финансовые кризисы. Причины их возникновения и пути преодоления.
Тема 8. Страны в мировой экономике (3 часа, дискуссия, презентация индивидуальных работ)

Развитые страны в мировом производстве и обмене. Экономическая стратегия и политика развитых стран. Характерные признаки развивающихся стран. Основные группы развивающихся стран, их общая характеристика. Проблемы экономического роста развивающихся стран и пути их решения. Экономические реформы в России. Проблемы экономического роста в России.
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме по обсуждению актуальных проблем мировой экономики, работа в команде для решения теоретических и практических задач, выступления с презентациями результатов индивидуальной работы.

Самостоятельная работа бакалавров предполагает подготовку к дискуссиям в аудитории, написание рефератов, выполнение индивидуальных работ по решению задач и аналитических отчетов, подготовку презентации по результатам этой работы.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Ниже приведены примерные темы докладов и рефератов. Бакалавры могут подготовить работу по предложенной ими теме, предварительно согласовав ее с преподавателем. На аудиторном занятии студенты могут представить результаты работы в форме презентации.

  1. Особенности формирования мирового рынка и его значение в становлении мирового хозяйства.

  2. Общие тенденции в развитии современной мировой экономике.

  3. Концепции формирования и развития глобальной экономической системы.

  4. Современное состояние ЕС: проблемы и направления решения.

  5. Западноевропейская интеграция: формы и направления развития.

  6. Интеграция стран Юго-Восточной Азии: особенности и перспективы.

  7. Интеграционные процессы в Африке.

  8. Значение интеграции стран Северной и Южной Америки.

  9. Перспективы участия России в интеграционных процессах в Евразии.

  10. Проблемы международной безопасности.

  11. Международная и национальная экономическая безопасность, подходы к их достижению (на примере развитых стран).

  12. Современные методы изучения международных экономических процессов.

  13. Факторы, определяющие изменения в современных экономических отношениях.

  14. Глобализация и тенденции развития МЭО.

  15. Необходимость равновесия на мировом рынке капитала.

  16. Роль государства в регулировании международного движения капитала.

  17. Возможности создания единой денежной единицы в системе СНГ.

18. Политика развитых стран в отношении мигрантов.

19. Способы государственного регулирования трудовой миграции.

20. Мировой рынок рабочей силы: состояние и тенденции.
4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

При работе с учебной литературой, методическими пособиями и другими источниками информации в процессе подготовки к аудиторным занятиям и к экзамену студенты должны воспользоваться следующим списком контрольных вопросов.


  1. Дать определение мировой экономики. Чем отличается понятие «мировой рынок» и «мировое хозяйство»?

  2. Каковы закономерности формирования и развития мировой экономики?

  3. Дать характеристику этапов развития мировой экономики.

  4. В чем состоят особенности мегаэкономики и каковы ее акторы?

  5. Перечислите подходы к выделению подсистем мирового хозяйства.

  6. Классификация национальных хозяйств и их роль в мировой экономики.

  7. Каковы современные тенденции развития мировой экономики?

  8. Перечислите основные макроэкономические показатели и поясните методы их расчета.

  9. В чем особенности международной экономической специализации и кооперации производства и каковы их формы?

  10. Дайте характеристику видам международной экономической интеграции.

  11. Каковы основные интеграционные объединения в Европе, Америке, Азии и Африке?

  12. Какова роль России в интеграционных процессах на постсоветском пространстве?

  13. Каковы факторы, влияющие на экономический рост.

  14. В чем заключается цикличность экономического развития и каковы виды экономических циклов?

  15. Какова суть концепции «длинных волн» Н.Д. Кондратьева?

  16. Каковы особенности мировых кризисов второй половины XX столетия.

  17. Назовите причины мирового экономического кризиса в России 2007-2008 гг.

  18. Какова динамика международной торговли за последние пять лет и ее территориальные аспекты?

  19. В чем состоят цели внешнеторговой политики и каковы ее направления?

  20. Перечислите инструменты государственного регулирования внешней торговли.

  21. Какова практика применения нетарифных инструментов торговой политики.

  22. В чем заключаются особенности миграция трудовых ресурсов в развитых странах?

  23. Каково влияние миграции трудовых ресурсов на рынок труда?

  24. Каковы подходы к разработке миграционной политики?

25.Охарактеризуйте формы международного движения капитала.

26.В чем особенности современного международного кредитного рынка?

27.Каковы направления движения и масштабы прямых зарубежных инвестиции?

28.В чем заключается государственная поддержка прямых инвестиции?.

29.Каково значение портфельных зарубежных инвестиции?

30.Какова эволюция мировой валютной системы?

31.Как определяется валютный курс?

32.Какие факторы влияют на формирование валютного курса?

33.Что влияет на состояние мирового валютного рынка?

34.В чем заключается сущность глобальных проблем мировой экономики?

35.Каковы важнейшие проблемы мировой экономики на современном этапе.



    1. Методические рекомендации по организации СРС

Для бакалавров в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и сообщений по наиболее важным проблемам мировой экономики, выполнение домашних заданий, изучение аналитических обзоров международных экономических организаций и подготовка презентаций.


    1. Рекомендации по работе с литературой

В процессе изучения дисциплины «Мировая экономика» для того чтобы знать основные понятия, сущность и содержание процессов, происходящих в мировой экономике в качестве базового учебника следует использовать учебник для вузов Ломакина В. К. «Мировая экономика». В нем на основе обширного статистического материала, исследований и официальных публикаций международных организаций раскрыты основные черты мирового хозяйства, его механизмы и функционирование. Анализируются состояние мировых рынков (рабочей силы, капитала, продовольствия, мировых ресурсов), экономический рост и его качество, основные вопросы социального положения в мире. Рассматриваются позиции основных подсистем мирового хозяйства, их характеристики, положение отдельных стран. Учебник построен на основе логического и исторического изложения основных вопросов развития и состояния мировой экономики.

Для изучения вопросов о характере и особенностях международных экономических отношений, участии России в МЭО и тенденциях развития экономик стран, входящих в разные подсистемы мировой экономики необходимо использовать при подготовке к занятиям основную литературу, приведенную в разделе 5.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основная литература

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для студентов вузов / [авт.: В. В. Алексеев, А. И. Бельчук, А. С. Булатов и др.] ; под ред.: А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. - Изд., с обновлен. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013. - 654 с.

2. Мировая экономика: учебник для бакалавров / [авт.: Б. М. Смитиенко, А. А. Галазовой, Н. Н. Котлярова и др.] ; под ред. Б. М. Смитиенко ; Фин. ун-т при правительстве РФ. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2012. - 590 с. - (Бакалавр).

3. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / [авт. кол.: Ю. А. Щербанин, Е. В. Малинина, В. М. Грибанин и др.] ; под ред. Ю. А. Щербанина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 519 с.

4. Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / В. К. Ломакин. - 3-е изд..перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 671 с. - (Золотой фонд российских учебников).

5.2 Дополнительная литература

1. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Спиридонов ; Моск. гос. открытый ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 272 с.

2. Ивасенко А.Г.Мировая экономика: учебное пособие для студентов вузов / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М. : КНОРУС, 2010. - 640 с.

3. Международные экономические отношения: учебник для студ. вузов / [авт. : Б. М. Смитиенко, Л. И. Комиссарова, Н. В. Лукьянович и др.] ; под ред. Б. М. Смитиенко. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 528 с.

4. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран, 2-е издание / А.И. Погорлецкий - СПб. 2008 г.

5.Фаминский, И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.): учебное пособие для студентов вузов / И. П. Фаминский. - М. : Магистр, 2010. - 670 с.

6. Глобальное экономическое регулирование: учебник для студентов вузов / [авт. кол. : В. Н. Зуев и др.] ; под ред. В. Н. Зуева ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики (ГУВШ). - М. : Магистр, 2011. - 574 с.

7. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. Учебное пособие / Л.В. Шкваря – М.: ИНФРА-М, 2011.

8. Ямароне, Р. Основные экономические индикаторы: учебное пособие [для студентов вузов] / Р. Ямароне ; пер. с англ. [Н. Запорович]. - М. : СмартБук, 2010. - 320 с.
5.3 Периодические издания

1. Вопросы экономики

2. Мировая экономика и международные отношения

3. Экономика: теория и практика

4. Экономическая наука современной России

5. Экономический журнал

6. Россия и АТР

7. Международная экономика

8. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы

9. Российский внешнеэкономический вестник

10. Таможенная политика России на Дальнем Востоке
5.4 Интернет-ресурсы

  1. http://data.worldbank.org – Мировой банк

  2. http://www.imf.org – Международный валютный фонд

  3. http://www.wto.org – Всемирная торговая организация

  4. http:// www.unctadstat.unctad.org – Конференция по торговле и развитию ООН

http:// www.undp.org – Программа развития ООН

  1. http://www.oecd.org – Организация экономического сотрудничества и развития

  2. http://www.economist.com – еженедельник «The Economist»

  3. http://www.asean.org - официальный сайт Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

  4. http://www.apec.org - официальный сайт Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

  5. http://www.apec-center.ru – Российский центр исследований АТЭС

  6. http://europa.eu/index_en.htm – официальный сайт Евросоюза




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) программное обеспечение: правовая информационная система «Консультант-плюс»;

б) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудование.

  1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абсолютные преимущества - выгоды, которые основаны на разной величине за­трат на производство в отдельных странах-участницах внешней торговли.

Акция — ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в формировании средств акционерного общества и дающая право на получение соответствующей доли его прибыли — дивиденда.

Акциз — вид косвенного налога на товары массового потребления.

Антиинфляционное регулирование — охватывает, прежде всего, два основных метода борьбы с инфляцией: сокращение бюджетного дефицита, регулирование цен и доходов.

Баланс народного хозяйства — система экономических показателей, характеризующая в свободном виде основные пропорции и соотношения во всем народном хозяйстве.

Бартерная сделка — товарообменная операция с передачей права собственности на товары без платежа деньгами (натуральный обмен).

Беспатентная лицензия — лицензия на использование ноу-хау без патента на изобретение.

Беспошлинный ввоз — импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.

Бюджет — денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов на определенный период. Если расходная часть превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом. Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета - профицит.

Венчурные предприятия - фирмы, кото­рые функционируют в сфере научных иссле­дований, инженерных разработок, инноваций, осуществляемых, как правило, по заказам крупных компаний и государственным контрак­там.

Встречная торговля - совокупность раз­ного рода сделок, при осуществлении которых приобретение продукции сопровождается от­ветными поставками товаров в интересах под­держивания баланса экспортно-импортных операций.

Встречную торговлю обычно подразде­ляют на бартерные сделки, встречные закупки, компенсационные соглашения, клиринг, сделки «оффсет».

Встречные закупки - одна из важней­ших форм встречной торговли, осуществляе­мая, как правило, в сроки от 1 года до 5 лет. Эта форма торговли предполагает, что поку­патель может рассчитываться за поставки (в основном, оборудования) из-за рубежа сво­ей продукцией различной степени обработки. Удельный вес подобного обмена в общем объеме встречной торговли превышает 50%.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) — совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества между странами.

Всеобщая система преференций (ВСП) — система таможенных льгот, предоставляемых развитыми капиталистическими странами развивающимся.

Гарант — лицо, организация, государство, предоставляющие определенные гарантии и наблюдающие за их осуществлением.

Горячие деньги — краткосрочные средства, получаемые в результате спекулятивных или арбитражных операций, быстро переводимые из одной страны в другую в целях получения прибыли от изменения валютных курсов или разницы в доходах в этих странах.

Денонсация, денонсирование — уведомление одним государством другого о расторжении заключенного между ними договора, сделанное в порядке и в сроки, в нем предусмотренные.

Индекс потребительских цен - показа­тель, который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и ус­луги, приобретаемые населением для не­производственного потребления.
Индекс физического объема товаро­оборота - относительный показатель, кото­рый отражает изменение объема продажи товарной массы в текущем периоде по срав­нению с базисным.

Клиринг - система безналичных расчетов за товары и услуги, которая основана на взаи­мозачете требований и обязательств. В прак­тике международной торговли и других форм мирохозяйственных связей такие расчеты происходят на основе международных пла­тежных соглашений.

Компенсационные сделки - форма долгосрочных внешнеторговых соглашений, предполагающая оплату приобретаемых по­купателем товаров поставками иных товаров или предоставлением услуг.

Ревальвация — повышение курса национальной или международной валютно-денежной единицы по отношению к валютам других стран, международным денежным единицам.

Реимпорт — приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Реэкспорт — продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара.

Рестрикция — ограничение производства, продажи и экспорта производителем с целью повышения цен на производимые товары и получения более высокой прибыли.

Сделки «оффсет» - одна из форм встречной торговли, предполагающая не только обмен товарами и услугами, но и пре­доставление возможности для осуществле­ния каких-либо инвестиций в ответ на разно­образные услуги и льготы. Наибольшее распространение эта форма контактов приобрела в сфере торговли дорогостоящим оборудованием и поставок узлов и деталей в рамках соглашений о производственной кооперации.

Стагнация — застой в производстве, торговле и других элементах экономики.

Стагфляция — состояние экономики страны, характеризующееся застоем при развитии инфляционных тенденций, т. е. сочетанием экономического кризиса с инфляцией.

Субвенция, субсидия — вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемого в отличие от дотации на определенные цели.

Таможенный протекционизм — повышение или занижение пошлины, дополнительные импортные и экспортные налоги и сборы.

Торговый баланс — соотношение между стоимостью вывоза и ввоза товаров в страну за определенный период.

Трансферт — перенос сделки с одного счета на другой, или перевод денег из одного финансового учреждения в другое или из страны в страну, или перевод именных ценных бумаг с одного владельца на другого.

«Условия торговли» - показатель изме­нения пропорций внешнеторгового обмена, соотношения индексов экспортных и импорт­ных цен страны. Считают благоприятными сдвиги в направлении более быстрого роста экспортных цен по сравнению с импортными.

Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок.

«Шоковая терапия» — экономическая политика периода перехода от административно-командной к рыночной экономике. Включает два основных направления: антиинфляционную стабилизационную программу и глубокие институциональные реформы, включая преобразования отношений собственности.

Эмбарго — запрещение государственной властью ввоза в страну или вывоза из нее валюты, золота, товаров, ценных бумаг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Мировая экономика» icon«Мировая экономика»
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconРабочая программа по дисциплине с 7 Мировая экономика
Целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации...

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 14 «Мировая экономика»
Программы кандидатских экзаменов по специальной дисциплине 08. 00. 13 «Мировая экономика» составлена на основании Приказа Минобрнауки...

Программа по дисциплине «Мировая экономика» icon«Мировая экономика»
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconПамятка по дисциплине «Мировая экономика»
Памятка для студентов специальности «Мировая экономика» по изучению дисциплины «Мировая экономика» (3 семестр)

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconРуководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика стран атр»
...

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconПрограмма курса «Мировая экономика» для факультета политологии Разработчик:...
Программа дисциплины «Мировая экономика» составлена в соответствии с требованиями министерства образования Российской Федерации

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана...
Мировая экономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 36 с

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconКонспект лекций по дисциплине «Мировая экономика»
Предметом изучения дисциплины «Мировая экономика» являются международные экономические отношения и механизм их реализации

Программа по дисциплине «Мировая экономика» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Мировая экономика и мэо»...
Мировая экономика и мэо [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 36 с






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную