Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона






Скачать 129.19 Kb.
НазваниеАспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона
Дата публикации22.01.2015
Размер129.19 Kb.
ТипАнализ
e.120-bal.ru > Экономика > Анализ
УДК 330.342

АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ДОНБАССКОГО РЕГИОНА
к.т.н., доцент Иванов М.Ф.

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры,

зав. кафедрой «Менеджмент организаций»

Постановка проблемы. Необходимость проведения социально-экономических реформ на Украине потребовали решения целого комплекса задач, в том числе и разработку Программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015г.г., принятую Кабинетом Министров Украины в начале 2011 года. Данная Программа нацелена на реконструкцию и модернизацию экономики Украины с выходом ее на новый технологический уровень и построением инновационной модели экономики страны. В данной Программе указывается на необходимость совершенствования регуляторной политики, в том числе для малого и среднего бизнеса, внедрения предпринимательских стимулов, обеспечения постоянной связи науки с инновационным рынком и с производством, создания стабильной ситуации и умеренного налогообложения для развития инновационной деятельности и привлечения инвестиций в инновации. При этом приоритетными сферами экономической деятельности на ближайшую перспективу определяются энергетика, энергоэффективность и энергосбережение, агропромышленный комплекс, развитие инфраструктуры и жилищное строительство, машиностроение, медицина и информация [1].

Однако в данной Программе не рассматривается организационно-экономический механизм активизации инновационной и инвестиционной деятельности, как на государственном уровне, так и на региональном уровне и уровне местного самоуправления, который досконально разработан и реализуется в странах-членах ЕС. Опыт активизации инновационной и инвестиционной деятельности в развитых странах мира убедительно показывает ведущую роль государственного регулирования как на национальном , так и на региональном уровнях управления.

Актуальность рассмотрения аспектов экономического и технического взаимодействия при разработки перспективных инновационно-инвестиционных стратегий развития Донбасского региона обусловлена рядом насущных проблем, а именно: во-первых, отсутствием эффективного организационно-экономического механизма реализации ранее разработанной Программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года, во-вторых, значительной потребностью населения данной территории в создании новых рабочих мест и задачами региональных органов управления в Донбассе по выполнению принятых стратегий социально-экономического развития до 2015 года, в-третьих, необходимостью рассмотрения комплексного взаимодействия при разработке и реализации стратегических решений как по экономическому направлению, так и по технической стороне осуществления разработанных мероприятий и инвестиционных проектов.

Анализ последних научных исследований и публикаций. Решению проблем по разработке перспективных стратегий инвестиционной и инновационной деятельности на национальном уровне посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Туган-Барановского М., Гееца В.М., Амоши А. И., Бланка И.А., Чумаченко Н.Г., Федоренко В.Г., Оникеенко В.В., Борщ Л.М., Шумпетера Й, Менш Г., Кондратьева М., Оголевой Л.Н., Игошина Н.В., Львова Д, и др. [2,3,6,7,8,9]. Проблемы определения стратегий активизации инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне исследованы в трудах Стеченко Д.М., Амитана В.Н., Василенко В.Н., Долишнего М.И., Орловской Ю В., Письмак В.П., Онищенко В.А., Хоменко Я.В. и др [4,5,10,11]. Комплексные исследования взаимосвязанных инновационной и инвестиционной деятельностей в научных трудах Федоренко В.Г. привели к рассмотрению инвестиционно-инновационных процессов и стратегий [12]. Однако, как показывает практическая реализация разработанных стратегий развития регионов и городов, предложенные по экономическим направлениям исследований стратегии не могут быть реализованы в полном объеме в связи с отсутствием или недостаточной проработкой технических сторон вышеназванных стратегий. Это в целом снижает эффективность и действенность экономических разработок по инновационно-инвестиционным стратегиям развития конкретных регионов Украины.

Целью статьи является исследование экономических и технических составляющих при разработки инновационно-инвестиционных стратегий развития регионов Украины на примере Донбасского региона.

Изложение основного материала. Утвержденная решением Донецкого областного совета в 2007 году Стратегия экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года содержит следующие стратегические цели экономического и социального развития:

- 1- я стратегическая цель: «Развитие человеческого ресурса»;

- 2-я стратегическая цель: «Рациональное использование природных ресурсов»;

- 3-я стратегическая цель: «Трансформация доходов в капитал и привлечение инвестиций в экономику области»;

- 4-я стратегическая цель: «Малый бизнес как элемент структурной перестройки экономики и формирования среднего класса»;

- 5-я стратегическая цель: «Формирование высокоэффективного инновационно-производственного комплекса региона» [13].

При этом каждая стратегическая цель предусматривает достижение определенных подцелей, которые характеризуются ключевыми заданиями и мероприятиями, а в конце приводятся критерии их достижения.

Учитывая стратегические цели вышеназванной Программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015 годы, разработанной Кабинетом Министров Украины, проанализируем характеристики 3-ей и 5-ой стратегических целей вышеуказанной Стратегии экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года. Так например, 3-я стратегическая цель включает некоторые следующие подцели: повышение финансовой способности субъектов хозяйствования, развитие рынка финансовых услуг, увеличение инвестиций в экономику области. В то же время например, последняя указанная подцель содержит ряд ключевых заданий и мероприятий, которые заканчиваются критериями достижений, а именно: обеспечение стимулирования процессов накопления и эффективного использования инвестиционных ресурсов в соответствии с определенными приоритетами экономического роста, в первую очередь, перспектив инновационного развития; увеличение объемов инвестиций в основные сферы экономики области; активизация инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования и т.д. Следует отметить, что данные мероприятия не являются конкретно проработанными мероприятиями с позиций теорий организационного управления и проектного менеджмента. При этом критерии достижения указанной подцели представлены следующие: увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,1 раза( в сравнительных ценах), увеличение чистого прироста прямых иностранных инвестиций в 7 раз. Ясно, что в данном случае использовались методы экономического прогнозирования, однако, как уже было сказано выше, для реализации разработанных стратегических целей и подцелей необходимо использование не только экономических характеристик и показателей, но и технических параметров конкретных проектов и мероприятий для более точного обоснования предложенных прогнозов. В итоге фактические показатели увеличения объема инвестиций в Донецкой области в 2011году не достигают прогнозных показателей и отстают от них.

Пятая стратегическая цель включает ряд следующих подцелей: структурная перестройка экономики области и развитие внутреннего рынка, внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий во всех сферах экономики, научно-технологическое и инновационное развитие региона. Например, последняя подцель ориентирована на некоторые ключевые задания и мероприятия, а именно: внедрение эффективного механизма взаимодействия в системе «наука-техника-производство-реализация» путем установления взаимовыгодных условий сотрудничества организаций, которые разрабатывают инновационные технологии, так и предприятий, которые их внедряют; установление тесного взаимодействия с научными учреждениями и центрами стран СНГ и ЕС, в том числе с целью участия научных учреждений и бизнеса в международных научно-технических проектах и программах и т.д. Данные мероприятия являются неопределенными с точки зрения их конкретного выполнения. Критерии достижения указанной подцели следующие: увеличение количества удельного веса предприятий, которые внедряют инновации, до 16%, увеличение части инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции до 20% в 2015 году, в том числе в 2010 году первый показатель планировался на уровне 12,0% , а второй – 15,0%.

Анализ фактических показателей инновационного развития Донецкой области в 2010-2011 г.г. показывает, что прогнозируемые показатели значительно меньше фактических. Так например, в 2011 году по Донецкой области удельный вес предприятий, которые занимаются инновациями составил 10,6%, а объем реализации инновационной продукции в общем объеме реализации промышленной продукции области составил 2,1% .

Таким образом, в настоящее время существующие методики разработки стратегий социально-экономического развития регионов не используют объектные законы междисциплинарного взаимодействия экономических и технических аспектов стратегического планирования, что в конечном итоге приводит к снижению эффективности реализации разработанных стратегий.

Расширение маркетинговых возможностей и коммуникационных связей для развития Донбасского региона в современных условиях, в первую очередь, связано с развитием инновационно-инвестиционной инфраструктуры в регионе и формированием нового имиджа городов региона.

На основе разработанных автором методических основ определения стратегий развития организационно-экономических механизмов активизации инновационно-инвестиционной деятельности в конкретных регионах Украины с учетом экономических и технических аспектов взаимодействия были разработаны перспективные инновационно-инвестиционные стратегии развития Донбасса.

На уровне Донбасского региона, включая Донецкую и Луганскую области, целесообразно разработать инновационно-инвестиционную семицелевую программу «Украина – Донбасс – Восток – Запад – 2017 год»(УДВЗ-2017), которая бы имела две составляющие части: в отдельности по Донецкой и Луганской областям. Это обосновано существующей системой регионального управления на Украине. На основе изучения зарубежного опыта и тесного взаимодействия экономических и технических параметров регионального развития, а также с учетом специфики и особенностей Донбасса семь стратегических целей в региональной программе УДВЗ-2017 могут быть определены следующим образом:

- 1-я стратегическая цель: «Информация, создание телекоммуникационных сетей, системы технологических парков и технополисов с реализацией национальных и региональных научно – технических программ»;

- 2-я стратегическая цель: «Финансы, рисковый капитал, международные товарные и фондовые биржи»;

- 3-я стратегическая цель: «Экспорт, транзит и реструктуризация региональной экономики»;

- 4-я стратегическая цель: «Уголь, металл, энергетика, энергосбережение и новейшие технологии»;

- 5-я стратегическая цель: «Инвестиционно–строительная деятельность и реконструкция предприятий и сооружений»;

- 6-я стратегическая цель: «Стратегические международные союзы, космос, наука»;

- 7-я стратегическая цель: «Образование и подготовка инновационных и инвестиционных предпринимателей».

Одновременно система оценивания и разработки предложений в региональную программу УДВЗ-2017 должна осуществляться на основе тесного взаимодействия прогнозных экономических показателей и технических сторон управления проектами(мероприятиями). Проработка запланированных проектов(мероприятий) должна производится с учетом интересов городов Донбасса и вновь созданных ассоциации руководителей и предпринимателей Донбасса, ассоциации банковско-кредитных учреждений региона, Конгресса общественных организаций региона и др. Согласование всех приоритетов и предложений целесообразно на вновь организованной Ассамблее развития Донбасса, где должны быть представлены все субъекты регионального развития Донецкой и Луганской областей.

С целью реализации национальной и региональной идеи лидерства в инновационно-инвестиционной сфере новый имидж Донбасса, как лидера украинской экспортно-ориентированной экономики и инновационно-инвестиционного прогресса, позволяет ставить цели по достижению Донецком, Луганском, Макеевкой, Мариуполем и другими городами Донбасского региона лидерства в научно-техническом прогрессе, в овладении новейшими технологиями и производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Новый имидж Донбасса, как международного лидера в инновационно-инвестиционной сфере, помогут создать системы технологических парков и технополисов прежде всего в Донецко-Макеевской агломерации, в Луганске, Мариуполе, Алчевске а затем и в других ведущих городах Донбасского региона. В этом отношении целесообразными являются разработка, во-первых, менеджерской концепции «Украинско-Донбасская модель» по созданию нового имиджа городов Донбасса, развитию маркетинговых возможностей и реструктуризации экономики Донбасского региона по инновационно-инвестиционному направлению, а, во-вторых, международный инновационно-инвестиционный проект «Донбасский академгородок» (Донбассакадемгородок) по созданию и функционированию технополиса на базе Донецко-Макеевской агломерации. В качестве аналога концепции «Украинско-Донбасская модель» может выступать менеджерская концепция «Эссенская модель» по реструктуризации Рурского угольного бассейна в Германии, но с учетом исторических, экономических, социальных, экологических, культурных и других особенностей Донбасского региона и Украины в целом. В качестве прототипа инновационно-инвестиционного проекта создания технополиса «Донбассакадемгородок» может служить проект харьковского «Технополиса Пятихатки», который вобрал в себя передовой опыт инновационного развития в странах-членах ЕС, Японии, России, а также идеи проекта «Донецкий технополис», предложенного в Программе научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года. При этом в проекте «Донбассакадемгородок» целесообразно использовать опыт регионального развития Шеннонского региона в Ирландии и Рурского региона в Германии, который получил высокую оценку экономической комиссии ООН для стран Европы.

Выводы. Проведение социально-экономических реформ в Украине потребовало разработку Программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015г.г. Данная Программа нацелена на реконструкцию и модернизацию экономики Украины с выходом ее на новый технологический уровень и построением инновационной модели экономики страны. Однако в данной Программе не рассматривается организационно-экономический механизм активизации инновационной и инвестиционной деятельности, как на государственном уровне, так и на региональном уровне и уровне местного самоуправления, который досконально разработан и реализуется в странах-членах ЕС. Актуальность рассмотрения аспектов экономического и технического взаимодействия при разработки перспективных инновационно-инвестиционных стратегий развития Донбасского региона обусловлена рядом насущных проблем, в том числе необходимостью рассмотрения комплексного взаимодействия при разработке и реализации стратегических решений как по экономическому направлению, так и по технической стороне осуществления разработанных мероприятий и инвестиционных проектов.

Стратегия экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года, утвержденная решением Донецкого областного Совета в 2007 году, содержит следующие стратегические цели экономического и социального развития: - 1- я стратегическая цель: «Развитие человеческого ресурса»; - 2-я стратегическая цель: «Рациональное использование природных ресурсов»; - 3-я стратегическая цель: «Трансформация доходов в капитал и привлечение инвестиций в экономику области»; - 4-я стратегическая цель: «Малый бизнес как элемент структурной перестройки экономики и формирования среднего класса»; - 5-я стратегическая цель: «Формирование высокоэффективного инновационно-производственного комплекса региона». При этом каждая стратегическая цель предусматривает достижение определенных подцелей, которые характеризуются ключевыми заданиями и мероприятиями, а в конце приводятся критерии их достижения.

Учитывая стратегические цели вышеназванной Программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015 годы, разработанной Кабинетом Министров Украины, были проанализированы характеристики 3-ей и 5-ой стратегических целей вышеуказанной Стратегии экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года. Выполненные исследования показали, что для реализации разработанных стратегических целей и подцелей необходимо использование не только экономических характеристик и показателей, но и технических параметров конкретных проектов и мероприятий для более точного обоснования предложенных прогнозов. В итоге фактические показатели увеличения объемов инвестиций и инноваций в Донецкой области в 2011году не соответствуют прогнозным трендам и отстают от них.

На основе разработанных автором методических основ определения стратегий развития организационно-экономических механизмов активизации инновационно-инвестиционной деятельности в конкретных регионах Украины с учетом экономических и технических аспектов взаимодействия были разработаны перспективные инновационно-инвестиционные стратегии развития Донбасса. На уровне Донбасского региона, включая Донецкую и Луганскую области, целесообразно разработать инновационно-инвестиционную семицелевую программу «Украина – Донбасс – Восток – Запад – 2017 год»(УДВЗ-2017), которая бы имела последующие две составляющие части: в отдельности по Донецкой и Луганской областям. С учетом специфики и особенностей Донбасса семь стратегических целей в региональной программе УДВЗ-2017 могут быть определены следующим образом: - 1-я стратегическая цель: «Информация, создание телекоммуникационных сетей, системы технологических парков и технополисов с реализацией национальных и региональных научно – технических программ»; - 2-я стратегическая цель: «Финансы, рисковый капитал, международные товарные и фондовые биржи»; - 3-я стратегическая цель: «Экспорт, транзит и реструктуризация региональной экономики»; - 4-я стратегическая цель: «Уголь, металл, энергетика, энергосбережение и новейшие технологии»; - 5-я стратегическая цель: «Инвестиционно–строительная деятельность и реконструкция предприятий и сооружений»;- 6-я стратегическая цель: «Стратегические международные союзы, космос, наука»; - 7-я стратегическая цель: «Образование и подготовка инновационных и инвестиционных предпринимателей. Данные стратегические цели тесно увязаны с Программой развития инвестиционной деятельности на 2011-2015 г.г. в Украине и соответствуют требованиям технических параметров инновационно-инвестиционной деятельности в Донбасском регионе.
Список литературы:

1.Программа развития инвестиционной деятельности в Украине на 2011-2015г.г.- Режим доступа - http://www.kmu.gov.ua/control/publish/articli

2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент / И.А.Бланк – К.: ИТЕМ Лтд,1995. – 448 с.

3.ФедоренкоВ.Г. Інвестознавство / В.Г.Федоренко [навч. посібник] – К.: МАУП,2004.- 480с

4. Василенко В.Н. Конкурентоспособность регионов: истоки, оценки и перспективы: монография / В.Н. Василенко, О.Ю. Агафоненко, В.Е. Будяков. НАН Украины. Ин-т экономико-правовых исследований. - Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд»,2009.-363с.

5. Регіональна політика та механізми її реалізації /За ред. М.І. Долішнього. – К.: Наукова думка, 2003. – 503 с.

6. Інноваційна стратегія українських реформ / [Гальчинський А.С., Геєць В.М., Кінах А.К., Семиноженко В.П.].- К.: Знання України,2002.- 336с.

7. Онікієнко В.В. Розвиток національної інноваційної системи на етапі становлення в Україні постіндустріального суспільства / В.В. Онікієнко, Л.М.Ємельяненко. – К.: Рада з вивчення продуктивних сил України НАН України, 2008. – 65с.

8. Концептуальні засади науково-технічного розвитку регіону /Ред.кол.: О.І. Амоша, А.М. Близнюк, М.Г. Чумаченко, В.П. Шевченко, В.Ф. Янукович /НАН України. Ін-т економіки промисловості. - Донецьк, 2002. – 172 с.

9.Инновационный менеджмент: учеб.пособ. /Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Огалевой. – М.: ИНФРА.- М., 2001. – 238 с.

10. Стеченко Д.М. Інноваційні форми регіонального розвитку : навч. посібник / Д.М.Стеченко. – К.: Вища шк.,2002. – 253с.

11. Амитан В.Н. Инновационное развитие Донецкого региона: состояние и перспективы / В.Н.Амитан, Ю.Н.Киклевич, Д.Е.Филатов; НАН Украины. ИЭПИ. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2002. – 182 с.

12. Основи інвестиційно-інноваційної діяльності : навч. посіб./ За науковою редакцією Федоренко В.Г. . – К.: Алеута, 2004. – 431с.

13. Стратегия экономического и социального развития Донецкой области на период до 2015 года. - Режим доступа - http://www.donoda.gov.ua/main/ru/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconД э. н., профессор, гл н. с. Иэ ран потенциал евразии в контексте...
Наша дискуссия сконцентрирована на внутрирегиональных проблемах стран Евразии и трансграничном сотрудничестве их отдельных регионов...

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconМ. А. Масыч стратегия инновационно ориентированного управления развитием...
Особенности формирования процесса инновационно ориентированного управления вузом 5

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconЗам начальника отдела по связям с общественностью
Механизм инновационного взаимодействия власти, вузов и бизнеса как фактор социально-экономического развития региона

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconЗнаков при осуществлении экономического и научно-технического сотрудничества
Соглашения в результате осуществления экономического и научно-технического сотрудничества этих стран

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconОрганизация разработки стратегий или стратегических планов
Дону разработан и принят Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2010 года. Основанием...

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconТеоретические и методические вопросы выбора источников финансирования...

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconПрограмма экономического и социального развития Судакского региона
Программа экономического и социального развития Судакского региона на 2012 год (далее Программа) разработана с целью концентрации...

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconЛ. В. Мельникова кандидат экономических наук
Цель исследования – тестирование разработанных для субъектов РФ стратегий социально-экономического развития на предмет их согласованности...

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconГу-вшэ «Социальный и человеческий капитал: междисциплинарные и рефлексивно-психологические...
Еская разработка проблематики взаимодействия человеческого и социального капитала является необходимой предпосылкой междисциплинарного...

Аспекты экономического и технического взаимодействия при разработке инновационно-инвестиционных стратегий развития донбасского региона iconВниманию руководителей предприятий и организаций!
На форуме будет представлена инвестиционная политика и приоритеты развития Брестской области, состоятся презентации экономического...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную