Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк






Скачать 164.86 Kb.
НазваниеЛекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк
Дата публикации22.01.2015
Размер164.86 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция




Лекция №6
Тема: Бизнес-планирование на предприятиях АПК
Вопрос 1. Сущность, методы и принципы планирования.

Вопрос 2. Бизнес-план как основная форма планирования.

Вопрос 3. Структура бизнес-плана.
Вопрос 1. Сущность, методы и принципы планирования.

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании. В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – планирования.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрихозяйственное, или внутрифирменное планирование деятельности на всех предприятиях. Рыночное планирование призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу.

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

В планировании можно выделить три стороны. Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государства и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т.е. объект планирования. Методологическая сторона планирования отражает совокупность принципов и методов планирования, т.е. инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы. Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, т.е. субъект планирования.

Существует огромное количество видов планирования в зависимости от того или иного классификационного признака (рис. 1).

Классификационный признак


Цель
- оперативное

- тактическое (бизнес-планирование)

- стратегическое

- нормативное


Технология

составления
- реактивное

- инактивное

- преактивное

- интерактивное



Содержание

- технико-экономическое

- оперативно-производственное

- организационно-техническое

- социально-трудовое




Уровень управления
- корпоративное

- заводское


Стадия разработки
- предварительное

- окончательное



Степень точности
- уточненное

- укрупненное


Метод
- балансовое

- нормативное

- сетевое

- графическое

- программно-целевое


Функциональная

направленность
- производство

- сбыт

- хранение

- снабжение

- денежные потоки

Вид документа
- бизнес-план

- программа

- проект

- прогноз

- задание

- заказ-наряд





Время охвата
- краткосрочное

(текущее)

- среднесрочное

- долгосрочное

(перспективное)


Метод обоснования
- рыночное

- индикативное

- административное


Объект
- межцеховое

- внутрицеховое

- бригадное

- индивидуальное




Рисунок 1 – Классификация видов планирования

Руководители предприятий должны учитывать, что планирование – это метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования.

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основная задача планирования – разработать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующим между настоящим и будущим.

Методы планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования. В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:

  1. Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

  2. Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

  3. Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

  4. Балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия и предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного предприятия в целом. При использовании этого метода составляются материальные, трудовые и финансовые балансы.

  5. Нормативный метод, сущность которого заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, запасы сырья, материалов и топлива и пр.).

  6. Программно-целевой метод, в основном используется при планировании научно-технических программ (НТП) так как он позволяет сосредоточить и направить ресурсы на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство; увязать реализацию НТП с планом экономического и социального развития предприятия.

  7. Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия. При этом методе планирования учитываются следующие факторы: технические (внедрение новой техники, технологии, материалов, реконструкция и техническое перевооружение и др.); совершенствование организации производства и труда; изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента продукции; инфляция; особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. Кроме того, на предприятии используется не один из вышеперечисленных методов, а весь их комплекс.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

Впервые в качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия А. Файолем были сформулированы пять принципов:

  1. Необходимость планирования – повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

  2. Единство планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план.

  3. Непрерывность планов означает отслеживание ситуации на рынке, изменение и максимальное приспособление планов к рыночной среде.

  4. Гибкость планов предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.

  5. Точность планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними.

Наряду с рассмотренными принципами большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л. Акоффом новом методе интерактивного планирования.

  1. Участие означает включение в плановую деятельность максимально возможного числа сотрудников предприятия, организации.

  2. Коммуникативность (холизм) состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно. Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

  1. Комплексность. Любое количественное или качественное изменение хотя бы одного из экономических показателей приводит к соответствующим изменениям многих других.

  2. Эффективность требует разработки такого варианта производства, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

  3. Оптимальность подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных.

  4. Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах, а также то, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике.

  5. Простота и ясность подразумевает соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

  6. Итеративность предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

  7. Целевая направленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли.


Вопрос 2. Бизнес-план как основная форма планирования.

Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия, что связано с рядом причин:

1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от предприятий высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.

2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.

3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования.

В теории планирования существует несколько определений бизнес-плана. Бизнес-план – это качественно новый уровень хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством.

Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основных разделов развития предприятия на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

Цель разработки – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на краткосрочный и долгосрочный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план – это документ, который позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства в этот проект и принесет ли доход его реализация?».

Следовательно, бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров, т.е. бизнес-план имеет два принципиальных направления внешнее и внутреннее.

В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Гораздо более важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия. Внутренние цели планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Понимание того, как правильно составить бизнес план, становится обязательным требованием к подготовке любого менеджера.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие:

  1. Производственный (внутренний) бизнес-план необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами.

  2. Инвестиционный бизнес-план является инструментом для привлечения инвесторов. Предусматривает строительство, изменение технологии, то есть все, что связано с инвестициями (капитальными вложениями).

  3. Бизнес-план финансового оздоровления составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает его финансовое оздоровление обычно в период внешнего управления.

  4. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

  5. Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером.

Вопрос 3. Структура бизнес-плана.

В предпринимательской практике и научной литературе нет однозначного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана. Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в России, так и за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположения частей. Очевидно, что чем крупнее организация, чем сложнее ее финансовая деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть разработка разделов плана, соответственно бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть значительно проще.

В общем виде, согласно существующим рекомендациям, бизнес-план должен состоять из следующих разделов:

  1. Описание проекта (резюме). Резюме краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или помощь необходимы новому бизнесу, и какую отдачу он сможет обеспечить.

Этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь план. Резюме должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы к которым пришел предприниматель, в нем необходимо кратко, четко и убедительно изложить основные положения предполагаемого проекта, все направления деятельности, цели и пути их достижения. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.

  1. Характеристика продукции (товаров или услуг). В этом разделе описывается тот продукт или та услуга, которые вы хотите предложить вашим будущим покупателям.

Здесь: конкурентное описание товара и способов его применения; тенденции применения выбранного товара; диапазон подобных товаров (услуг), предлагаемых конкурентами; уровень защиты товара.

  1. Рынки сбыта товаров. Анализ рынка начинается с подготовки подробной оценки существующей емкости и потенциала рынка или максимально возможного спроса всего рынка. Второй этап анализа рынка – прогнозирование развития будущего рыночного объема.

Сегментация рынка и его анализ являются в высокой степени взаимосвязанными и не проводятся раздельно. Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

  1. Конкуренция на рынках сбыта. Включает в себя анализ рыночной конъюнктуры, характеристику возможных конкурентов, исследование слабых и сильных сторон, стратегии и тактики поведения на рынке. Также необходимо дать оценку собственных сравнительных преимуществ. При оценке проектной ситуации необходимо также учитывать намерения конкурентов.

  2. План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия, в него необходимо включить следующие пункты: цели и стратегии маркетинга; ценообразование; каналы распространения товара; методы стимулирования продаж; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; формирование общественного мнения о фирме и товарах.

План маркетинга отражает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия, и определяет его потребности в материальных, трудовых и денежных ресурсах.

  1. План производства. Главная задача данного раздела является обоснование реальности производства необходимого количества товаров в нужные сроки и требуемым качеством. Здесь должны быть отражены основные технологические и производственные процессы, схемы материальных потоков, состав технологического оборудования, необходимые производственные мощности, стоимость основных производственных фондов, номенклатура и объем выпуска продукции, предполагаемые субподрядчики и партнеры, поставщики и материалы, оценка возможных издержек производства и их динамика на перспективу, персонал, его квалификация.

Данные раздела желательно обосновать на перспективу в 2-3 года, а для крупных предприятий – на 4-5 лет вперед. Завершать данный раздел бизнес-плана должна оценка возможных издержек производства и их динамика на перспективу.

  1. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, составом руководящих органов, сведениями о партнерах (пайщиках), распределением полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

  2. Оценка риска и страхование. В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути их предупреждения и минимизации ущерба. Для этого необходимо оценить слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

Оценка проводится по стадиям проекта: подготовительной, строительства и функционирования. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.

  1. Финансовый план является заключительным разделом бизнес-плана, он включает в себя три основных плановых документа – баланс предприятия, план доходов и расходов, прогноз движения наличности.

Подробным образом описывается потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение уделяется описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Идет четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Этот раздел бизнес-плана дает возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Отражаются (помесячно, поквартально, по годам): изменение курса рубля к доллару или евро; перечень и ставки налогов; рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта); формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций; порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

  • отчетом о прибылях и убытках (операционная деятельность предприятия по периодам);

  • планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

  • балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости представляется график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

  1. Приложения нужны для большей детализации отдельных разделов.

Наиболее распространенные документы, входящие в приложения: технические данные о продукции; анкеты руководящих работников; организационная и другие схемы; результаты аудиторских проверок; мнения консультантов и экспертов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconБизнес-планирование
Достоинства и недостатки бизнес-планов, разрабатываемых на российских предприятиях

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconКонкурсная работа на тему: «Агромаркетинг как элемент антикризисного...
Целью данной работы является рассмотрение возможности применения агромаркетинга на предприятиях апк как антикризисной меры

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconС. К. Тарчоков. Некоторые вопросы повышения экономической эффективности...
Кбгау им. В. М. Кокова, экономист-организатор. "Экономика и управление на предприятиях апк"

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconС. К. Тарчоков. Некоторые вопросы повышения экономической эффективности...
Кбгау им. В. М. Кокова, экономист-организатор. "Экономика и управление на предприятиях апк"

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconБизнес-планирование в инновационном предпринимательстве. Практика...
М. В. Грачева Модуль 4 Бизнес-планирование в инновационном предпринимательстве

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconПрограмма учебной дисциплины «Бизнес-планирование»
Курс «Бизнес-планирование» относится к дисциплинам специализации. Дисциплина изучается в 5 семестре на специальности 030500. 18 –...

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бизнес-планирование»
Курс «Бизнес-планирование» относится к дисциплинам специализации. Дисциплина изучается в 5 семестре на специальности 030500. 18 –...

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Бизнес-планирование»
Учебная дисциплина «Бизнес-планирование» изучается студентами дневного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский...

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconРабочая программа дисциплины
«Бизнес-планирование» сформировать систему базовых знаний по теории, методологии и методам бизнес-планирования; выработать и развить...

Лекция №6 Тема: Бизнес-планирование на предприятиях апк iconМетодические указания по выполнению курсовых работ бизнес планирование...
Цель дисциплины – сформировать систему базовых знаний по теории, методологии и методам бизнес-планирования; выработать и развить...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную