Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов






Скачать 487.25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов
страница1/4
Дата публикации09.03.2015
Размер487.25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к разработке показателей прогнозов социально-экономического

развития муниципальных районов и городских округов

Ставропольского края

г. Ставрополь

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ




  1. СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ




    1. Демографические показатели

    2. Промышленное производство

    3. Сельское хозяйство

    4. Строительство

    5. Рынок товаров и услуг

    6. Малое и среднее предпринимательство

    7. Инвестиции

    8. Финансы

    9. Труд и занятость

    10. Развитие социальной сферы

    11. Охрана окружающей среды


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации определяется как система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Общий порядок разработки прогнозов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 492 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Порядок разработки прогнозов в Ставропольском крае регламентируется постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2010 г. № 132-п «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ставропольского края».

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном местной администрацией. В порядке о разработке прогнозов социально-экономического развития муниципальных организаций определяются основные этапы разработки прогнозных документов, состав участников этой группы.

Организация работы по формированию прогнозов на уровне Ставропольского края возложена на министерство экономического развития Ставропольского края.



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Прогноз социально-экономического развития муниципальных образований (далее - муниципальный прогноз) является неотъемлемой частью прогноза социально-экономического развития Ставропольского края. Он корректирует прогнозные показатели, разработанные на краевом уровне, за счет учета реальной ситуации, складывающейся в муниципальных районах (городских округах). Позволяет выявить изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия.

Принципиально важным представляется рассмотреть связь стратегического планирования муниципального района (городского округа) с текущим и бюджетным планированием, так как в соответствии с бюджетным законодательством процесс разработки муниципального прогноза непосредственно предшествует и является базой для составления проекта бюджета муниципального образования.

Разработка прогнозов социально-экономического развития включает следующие этапы:

ретроспективный анализ функционирования и развития экономики и социальной сферы муниципального района (городского округа) (постоянно);

разработка сценариев развития муниципального района (городского округа) на основе анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании за предыдущий период и оценка влияния внешних и внутренних факторов на развитие в предстоящем периоде;

непосредственная разработка прогноза развития экономики и социальной сферы муниципального района (городского округа) (предварительного и уточненного).

Основной целью ретроспективного анализа является подготовка (сбор, обработка и систематизация) информации о функционировании и развитии экономики и социальной сферы с использованием данных за ряд лет, предшествующих прогнозному периоду.

Получение такой информации предполагает:

анализ реализации стратегии и программы социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

анализ степени достижения целей, определенных стратегией социально-экономического развития муниципального района;

анализ реализации федеральных, краевых и муниципальных целевых программ;

анализ исполнения местного бюджета;

выявление основных тенденций развития муниципального района (городского округа);

выявление неиспользованных резервов и ресурсов, а также определение потенциальных ресурсов;

определяются методы осуществления прогнозных расчетов.

Основные требования, предъявляемые к разрабатываемым прогнозам:

достаточно высокая степень вероятности прогнозных оценок;

комплексность, когда в прогнозе содержится достаточно полная характеристика важнейших видов экономической деятельности и социальной сферы, динамика происходящих процессов в социально-экономической жизни территории;

вариантность прогноза;

непрерывность прогнозирования, т.е. прогнозы различных периодов прогнозирования должны быть логически, функционально и информационно связаны между собой;

методологическая совместимость с прогнозами социально-экономического развития Ставропольского края.

Проблема повышения качества прогнозно-аналитических расчетов во многом зависит от их информационного обеспечения. Основные требования к используемой информационной базе следующие:

достоверность количественных характеристик показателей;

достаточность и комплексность представляемой информации, подразумевающая достаточно полные характеристики основных сфер экономики;

системность представляемой информации, предполагающая возможность взаимной увязки показателей различных информационных блоков;

сопоставимость количественных характеристик различных показателей.

Прогнозно-аналитические расчеты основываются на статистической информации, получаемой от органов государственной статистики, а также данных налоговых и финансовых органов и информации, получаемой непосредственно от хозяйствующих субъектов.

При этом следует иметь в виду следующее:

уровни динамического ряда должны быть сопоставимы между собой по методике учета, по кругу охватываемых объектов. Например, если в качестве исходной информации используется динамический ряд показателя в стоимостном выражении, то такой ряд необходимо привести к одному основанию, т.е. к одному и тому же периоду времени, уровень которого принимается за базу сравнения. Для этого могут быть использованы индексы цен;

при использовании помесячных динамических рядов следует иметь в виду, что ряд показателей подвержен так называемым «сезонным колебаниям», т.е. колебаниям, периодически повторяющимся в некоторое определенное время года. Так, например, производство тепловой энергии значительно уменьшается в период с мая по октябрь по сравнению с зимними месяцами.

Система методов прогнозирования включает:

Методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Методы экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза, прогнозная экстраполяция увязывает фактическое развитие с гипотезой о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

Методы экстраполяции являются наиболее распространенными. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов. Эти методы используются преимущественно при краткосрочном прогнозировании и для прогнозирования параметров экономического и социального развития, имеющих более или менее стабильный характер.

Основным методом экстраполяции является метод подбора функций. Главным этапом экстраполяции тренда (основной тенденции развития) является выбор оптимального вида функции, описывающей эмпирический (фактический) ряд. Для этого проводятся предварительная обработка и преобразование исходного динамического ряда с целью облегчения выбора вида тренда путем сглаживания и выравнивания динамического ряда. Задача выбора функции заключается в подборе по фактическим данным (xt, yi) формы зависимости (линии) так, чтобы отклонения (i) данных исходного ряда yi от соответствующих расчетных, находящихся на линии, были наименьшими. При прогнозировании в качестве фактора используется независимая переменная времени t, т.е. y = f(t). Наиболее часто при моделировании процессов используются функции: линейная (y =a + bx), гиперболическая (y =a + b/x), экспоненциальная, степенная и др. (табличный процессор Excel позволяет проводить экстраполяцию данных с использованием линейного тренда или экспоненциального сглаживания, логарифмической и других функций).

Метод подбора функций целесообразно использовать при разработке краткосрочных прогнозов в сочетании с методами экспертных оценок.

Методы математического моделирования. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными, корректировку и уточнение модели. Наиболее часто при прогнозировании применяются экономико-статистические модели.

Экономико-статистические модели используются для установления количественной характеристики связи и зависимости экономических показателей. Система таких моделей включает: одно-, многофакторные и эконометрические модели. Многофакторные модели позволяют одновременно учитывать воздействие нескольких факторов на уровень прогнозируемого показателя.

К экономико-математическим моделям относятся и эконометрические модели. Эконометрической моделью называют систему регрессионных уравнений и тождеств, описывающих взаимосвязи и зависимости основных показателей развития экономики и служащую для описания сложных социально-экономических процессов. Эконометрические модели используются при прогнозировании макропоказателей.

Метод экономического анализа. Экономический анализ является одним из основных элементов прогнозирования на всех уровнях. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, метод корреляционно-регрессионного анализа и др. Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, выявить тенденции развития. Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики. Индексы показателей могут отражать фактические и прогнозируемые темпы их изменения.

Предварительный и уточненный муниципальный прогноз в составе формы 2п и пояснительной записки представляются в установленные Порядком разработки прогноза социально-экономического развития Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2010 г. № 132-п, сроки.

Пояснительная записка должна содержать:

итоги социально-экономического развития муниципального района (городского округа) за предыдущий год и отчетный период текущего года;

ожидаемые итоги социально-экономического развития по итогам текущего года;

обоснование количественных показателей социально-экономического развития муниципального образования в прогнозируемом периоде с учетом возможностей и степени достижения целей стратегии социально-экономического развития муниципального образования, решения задач и выполнения мероприятий, проектов программы социально-экономического развития муниципального образования и других программных документов, и также выполнения иных задач, поставленных органами местного самоуправления муниципального района (городского округа);

мероприятия, проекты (инвестиционные, социальные, инфраструктурные), которые планируется реализовать в прогнозируемом периоде, а также первоочередные задачи, которые предстоит решить в прогнозируемом периоде.


Пояснительная записка к муниципальному прогнозу должна состоять из следующих разделов:

демографическая ситуация (динамика численности населения, миграционного прироста);

труд и занятость (состояние рынка труда, динамика показателей безработицы, оценка рисков и основных направлений их снижения в сфере занятости);

промышленное производство (динамика основных показателей промышленного производства, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации в среднесрочном периоде на территории муниципального района (городского округа), оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в области промышленного производства);

сельское хозяйство (динамика основных показателей сельскохозяйственного производства, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации в среднесрочном периоде на территории муниципального района (городского округа), оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в области сельского хозяйства);

строительство (динамика объемов строительных работ, оценка реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов в строительстве);

рынок товаров и услуг (динамика роста (снижения) показателей розничной торговли, общественного питания, потребительских услуг, проблема сбыта продукции, товаров, услуг, оценка развития торговой инфраструктуры);

малое и среднее предпринимательство (динамика роста (снижения) показателей малого и среднего предпринимательства, существующая в муниципальном образовании инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства);

инвестиции (динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, основные инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории муниципального района (городского округа), оценка инвестиционного климата муниципального образования, меры, принимаемые органами местного самоуправления муниципального образования для привлечения инвестиций, оценка рисков снижения инвестиционной привлекательности территории);

финансы (динамика и прогноз финансового состояния хозяйствующих субъектов муниципальных образований, доходной и расходной части муниципального бюджета, уровень сбалансированности доходов и расходов местного бюджета, проблемы межбюджетных отношений муниципальных образований);

уровень жизни населения (динамика оплаты труда работников, дифференциация населения, меры и способы ее предотвращения);

развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, направления развития и ресурсное обеспечение);

охрана окружающей среды (основные источники загрязнения, планируемые мероприятия по их нейтрализации).

2. СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края разрабатывают муниципальные прогнозные сценарии, определяющие развитие муниципального образования на среднесрочный период, на основе:

общероссийских сценарных условий развития;

основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года;

Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года;

Программы социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы;

основных направлений налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период;

стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Ставропольского края;

иных нормативных правовых документов.

Разработки сценарных условий, как правило, осуществляется в двух вариантах:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconОсновные тенденции социально-экономического развития муниципальных...

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconМетодические рекомендации к разработке долгосрочных прогнозов показателей...
Исторический обзор методологических подходов к моделям долгосрочного прогнозирования 4

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconМетодические рекомендации по порядку разработки, согласования, экспертизы...
Ботаны Институтом территориального планирования «Град» (г. Омск) в инициативном порядке на основе многолетнего опыта разработки градостроительной...

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconМетодические рекомендации по формированию бюджетной грамотности в...
Руководителям органов управления образованием муниципальных районов (городских округов)

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconПояснительная записка о реализации Комплексной программы социально-экономического...
Ежегодно и ежеквартально Министерством экономики Республики Бурятия осуществляет оценку эффективности деятельности органов местного...

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconМетодические рекомендации по разработке программы социально-экономического...
Рада вас приветствовать на этом совещании, призываю к совместной активной работе

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconРегламент деятельности Экспертной группы по внедрению и мониторингу...
В местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия по созданию благоприятного инвестиционного...

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconЭлектронные общедоступные почтовые адреса руководителей государственных...

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconСводный доклад республики татарстан
О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по...

Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов iconАналитическая информация к рейтингу социально-экономического развития...
Республики Татарстан за январь-ноябрь 2013 года лидирующие позиции заняли г. Казань (1 место), Альметьевский (2 место) и Тукаевский...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную