Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве»






Скачать 255.01 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве»
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер255.01 Kb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(СИБСТРИН)

Кафедра экономики

строительства

и инвестиций



ИННОВАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине

«Инновации в строительстве» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии

(в строительстве)» всех форм обучения


НОВОСИБИРСК 2008

Методические указания разработаны канд. экон. наук, доцентом Е.И. Шиян

Утверждены методической комиссией

института экономики и менеджмента

20 июня 2008 г.


Рецензенты:

  • Т.А. Ивашенцева, канд. экон. наук, профессор, завкафедрой экономики строительства и инвестиций НГАСУ (Сибстрин);

  • Н.П. Ермошина, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики строительства и инвестиций НГАСУ (Сибстрин)



© Новосибирский государственный архитектурно-

строительный университет (Сибстрин), 2008

© Шиян Е.И., 2008
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания предназначены для студентов специальности 060800 III курса дневной и вечерней формы обучения. Дисциплина «Инновации в строительстве» в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования относится к специальным дисциплинам, устанавливаемым вузом (СД.08.03) для студентов, обучающихся по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)». Цель преподавания дисциплины «Инновации в строительстве» – ознакомить будущих экономистов-менеджеров с основными видами инноваций и особенностями реализации инновационных проектов в сфере строительства.
Тема 1. Понятие инноваций. Инновационная и научно-техническая деятельность. Инновационный цикл
Вопросы для обсуждения

Инновация и инновационная продукция.

Особенности инноваций как товара.

Научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в строительстве.

Процесс создания и освоения новой техники в строительстве. Инновационный процесс (три вида инновационных процессов: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный, расширенный).

Инновационный цикл и жизненный цикл товара на примере создания новой техники.

Фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, освоение производства, промышленное производство.
Активные методы обучения:

  1. Баскет-метод.

  2. Упражнения и тесты [23, 24].

  3. Кроссворды.

  4. Диктант.

  5. Семинар-дискуссия.


Тема 2. Классификация инноваций
Вопросы для обсуждения

Классификационные признаки инноваций.

Основные подходы к классификации инноваций и инновационных организаций.

Организация инновационного процесса на предприятии собственными силами и с привлечением внешних сил.

Технический, научно-технический, организационный, организационно-технический и инновационный уровни развития производства (на примере предприятий строительного комплекса).
Активные методы обучения:

  1. Баскет-метод.

  2. Упражнения и тесты [23, 24].

  3. Кроссворды.

  4. Диктант.

  5. Интересные подробности.

  6. Самоконтроль в группе.

  7. Фронтальный устный контроль.


Тема 3. Роль инноваций в строительстве
Вопросы для обсуждения

Наукоемкое производство. Наукоемкость продукции.

Инновационная способность экономики (восприимчивость экономики к инновациям): понятие, оценка, факторы.

Технологический уклад: понятие, этапы.

Производственный потенциал страны.

Научно-технический потенциал (на примере строительного комплекса).

Роль инноваций в экономике. Инновации как фактор экономического роста страны.

Анализ экономического развития страны и строительного комплекса. Итоги инвестиционной деятельности.

Пути, направления совершенствования работы в организациях строительного комплекса. Направления научно-творческого обеспечения строительного комплекса.

Основные направления совершенствования технологии и новой техники в строительстве.
Задачи
Задача 1. Рассмотрим некую отрасль Х, состоящую из трех предприятий.

Объем продукции в стоимостном выражении

и численность рабочих в отрасли Х

Номер

предприятия

Объем продукции в стоимостном выражении, млн р.

Среднегодовая

численность рабочих, чел.

Среднегодовая выработка, млн р./ чел.

2003

2004

2003

2004

2003

2004

1

1000

1200

200

200







2

800

900

160

180







3

1500

2000

250

500







ИТОГО




















Задание:

А. Заполнить пустые клетки в таблице.

Б. По каждому предприятию найти индивидуальные индексы (индекс объема работ в стоимостном выражении, индекс среднегодовой численности рабочих, индекс среднегодовой выработки одного рабочего).

В. Перечислить предприятия, которые достигли роста производства за счет экстенсивных факторов роста.

Г. Перечислить предприятия, которые достигли роста производства за счет интенсивных факторов роста.

Д. За счет чего может быть повышена производительность труда (выработка одного рабочего)?

Е. Рассчитать общие индексы: индекс объема работ в стоимостном выражении, индекс среднегодовой численности рабочих, индекс среднегодовой выработки одного рабочего. Сделать вывод о факторах развития отрасли.
Задача 2. Определите долю расходов на инновационную деятельность в общем объеме продаж фирмы. Фактические данные о затратах на НИОКР и другие мероприятия, объемах продаж фирм в сфере высоких технологий приводятся в таблице. Заполните пустой столбец таблицы. Можно ли найденные значения рассматривать как наукоемкость продукции? Что такое наукоемкость продукции?

Использовано сокращение: научно-исследовательская и технологическая деятельность – НИТД.
Ведущие фирмы, имеющие наибольший

удельный вес расходов по НИТД

Фирма

Расходы по НИТД

Объем

продукции,

млн долл.

в процентах от дохода

всего,

млн долл.

Mentor




64,5

427,2

Microsoft




143,1

954

Unisys




1445,0

10104,9

Computer

Associates




176,0

1294,12

Data General




171,6

1300


Задача 3. Определите долю расходов на инновационную деятельность в общем объеме продаж фирмы. Фактические данные о затратах на НИОКР и другие мероприятия, объемах продаж фирм в сфере высоких технологий приводятся в таблице. Заполните пустой столбец таблицы. Можно ли найденные значения рассматривать как наукоемкость продукции? Что такое наукоемкость продукции?

Использовано сокращение: научно-исследовательская и технологическая деятельность – НИТД.
Ведущие фирмы, имеющие наибольший

удельный вес расходов по НИТД

Фирма

Расходы по НИТД

Объем продукции,

млн долл.

в процентах от дохода

всего, млн долл.

NTT




724,8

2250,9

TRW




1811,5

7334,0

Gray




143,3

783,06

Lotus




94,3

554,71

NEC




3681,9

23451,6


Задача 4. Определите долю расходов на инновационную деятельность в общем объеме продаж высокотехнологичной фирмы и затрат на НИОКР на одного работника. Фактические данные о затратах на НИОКР и другие мероприятия, численности персонала, объемах продаж фирм в сфере высоких технологий приводятся в таблице. Заполните пустые столбцы таблицы. Можно ли найденные значения рассматривать как наукоемкость продукции? Что такое наукоемкость продукции?

Использовано сокращение: научно-исследовательская и технологическая деятельность – НИТД.
Соотношение доходов, численности работающих

и расходов на НИТД

Фирма

Объем продаж, млн долл.

Численность работающих, чел.

Расходы на НИТД

всего,

млн долл.

в процентах от объема продаж

на одного работающего, млн долл.

Hitachi

49420,3

290000

2915,8







Hewlett-Packard

11897,2

95000

1273,0







Group Bull

6446,7

47332

580,2







Siemens

32650,9

365000

3656,9







Olivetti

6575,5

56937

348,5








Задача 5. Определите долю расходов на инновационную деятельность в общем объеме продаж высокотехнологичной фирмы и затрат на НИОКР на одного работника. Фактические данные о затратах на НИОКР и другие мероприятия, численности персонала, объемах продаж фирм в сфере высоких технологий приводятся в таблице. Заполните пустые столбцы таблицы. Можно ли найденные значения рассматривать как наукоемкость продукции? Что такое наукоемкость продукции?

Использовано сокращение: научно-исследовательская и технологическая деятельность – НИТД.
Соотношение доходов, численности работающих

и расходов на НИТД

Фирма

Объем продаж, млн долл.

Численность

работающих, чел.

Расходы на НИТД

всего, млн долл.

в процентах от

объема

продаж

на одного

работающего,

млн долл.

Apple

5338,5

14517

416,4







NCR

5946,7

56000

446,0







Toshiba

28741,4

142000

1667,0







Canon

9827,7

41000

638,8







Matsushita

40993,0

193088

2377,6







Compaq

2880,4

95000

132,5








Задача 6. Определите долю расходов на инновационную деятельность в общем объеме продаж высокотехнологичной фирмы и затрат на НИОКР на одного работника. Фактические данные о затратах на НИОКР и другие мероприятия, численности персонала, объемах продаж фирм в сфере высоких технологий приводятся в таблице. Заполните пустые столбцы таблицы. Можно ли найденные значения рассматривать как наукоемкость продукции? Что такое наукоемкость продукции?

Использовано сокращение: научно-исследовательская и технологическая деятельность – НИТД.

Соотношение доходов, численности работающих

и расходов на НИТД

Фирма

Объем продаж, млн долл.

Численность

работающих, чел.

Расходы на НИТД

всего,

млн долл.

в процентах от объема продаж

на одного работающего, млн долл.

IBM

60805,0

383220

6627,0







DEC

12936,7

125900

1578,3







NEC

23445,2

116890

3680,9







Fujitsu

18028,2

50600

1856,9







Unisys

10104,9

82300

1445,0









Активные методы обучения:

  1. Упражнения и тесты [23, 24].

  2. Анализ статической ситуации.

  3. Кроссворды.

  4. Диктант.

  5. Интересные подробности.

  6. Семинар – дискуссия.

  7. Самоконтроль в группе.

  8. Фронтальный устный контроль.

  9. Подготовка группового доклада для конференции.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование»
Быков Г. С. Сборник заданий и методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование», для студентов...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для...
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика»
Антимонопольная политика : метод указания к практическим занятиям / сост. Бобкова Е. В.; Владим. Гос. Ун-т. – Владимир : Ред издат....

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине для студентов...
Методические указания предназначены для закрепления и практического применения в самостоятельной работе знаний, полученных при изучении...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика труда»
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем Л. П. Пулькиной

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов специальности...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Портфельные инвестиции» инеобходимы для усвоения...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы и к практическим...
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем А. В. Иконниковой, ст преподавателем В. В. Иконниковым

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconЭкономика городского хозяйства методические указания к практическим занятиям
Экономика городского хозяйства: Метод указания к практическим занятиям / Владим гос ун-т; Сост.: Т. К. Снегирева, П. Н. Захаров....

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Организация...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Инновации в строительстве» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Специальные вопросы экономики»
А. Л. Кунц, доцент кафедры организации строительного производства (нгасу (Сибстрин))






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную