Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»






НазваниеПрограмма курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»
Дата публикации01.03.2015
Размер111 Kb.
ТипПрограмма курса
e.120-bal.ru > Экономика > Программа курса


НОУ ВПО «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Кафедра экономики, управления и финансов





«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

________________ В.Н. Панов

27 июня 2012 г.

ПРОГРАММА КУРСА

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

для студентов, обучающихся по направлению

080100.62 «Экономика»

Обсуждена и рекомендована к

утверждению на заседании кафедры

Протокол № 10 от 26 июня 2012 года

Химки, 2012
Автор: Собянина Светлана Вячеславовна

к.э.н. доцент кафедры экономики, управления и финансов

НОУ ВПО «Институт международных экономических отношений». Экономика отраслевых рынков

Программа для студентов очно-заочной формы обучения

по направлению 080100.62 «Экономика».

Рецензент:

Шаталин Юрий Александрович

д.э.н. профессор кафедры экономики и управления

НОУ ВПО «Институт международных экономических связей»
СОДЕРЖАНИЕ


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ 12

ПО ВИДАМ РАБОТ ДЛЯ ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 12

4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 12


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



Содержание курса «Экономика отраслевых рынков» включает теоретико-практические вопросы развития отраслевых рынков, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, качественной оценки и влияния на эффективность развития отрасли.

Теоретическая основа курса включает экономическую теорию, изучающую отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства. Экономика отраслевых рынков является результатом развития экономической теории, объектом исследования экономики отраслевых рынков являются отраслевые отношения, эта наука находится по объекту изучения как бы «между» микроэкономикой и макроэкономикой.

Целью изучения курса будущим экономистом является формирование области знаний в сфере рациональной и эффективной организации отраслевых рынков, моделирования поведения фирм в различных конкурентных условиях для организации эффективной деятельности фирм и государственного управления отраслями. Подготовка специалиста, профессионально занимающегося предпринимательской, в том числе экономической и маркетинговой деятельностью, предполагает целостное восприятие им определённого круга знаний, владение культурой мышления на основе общечеловеческих, а также правовых и этических норм, понимания им роли своей профессии в обществе.

Поэтому данный материал курса тесно связан с дисциплинами не только макро- и микроэкономики, но и с социологией, правом, психологией, статистикой, менеджментом, экономикой фирмы, финансами, маркетингом и др. Изучение курса предполагает рассмотрение его вопросов как элементов системных преобразований с учётом особенностей исторического развития государства.

Такой подход предполагает зависимость социального и экономического, анализ и синтез происходящих явлений, предвидение перспектив изменений, учёт взаимосвязей разного уровня, взаимообусловленность количественного и качественного в процессах, сбалансированность потребностей и ресурсов, сопоставимость вариантов решений с целью определения оптимального и др. Лишь рассматривая отраслевые рынки, как важнейшую часть системы организации национальной экономики, можно обеспечить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, отраслей и национальной экономики в целом.

Курс «Экономика отраслевых рынков» изучает процесс формирования и развития отраслевых рынков, т.е. организацию отраслей в их развитии, динамике. Такой подход позволяет, отбросив случайное, увидеть объективное, типичное, сформировать правильное мировоззрение специалиста. В ходе освоения курса невозможно в деталях обучить специалиста всем тонкостям вопросов организации отраслевых рынков.

Поэтому главная цель изучения – сформировать экономическое мышление, дающее экономисту внутреннее понимание эффекта, позволяющее решать конкретные вопросы организации производства в фирме и в отрасли в целом. Полученные знания важны для обоснования наилучшего варианта решения конкретной экономической или социально- экономической проблемы в деятельности предприятия, исходя из теоретически выверенного подхода и конкретных условий деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • уметь разрабатывать стратегию поведения фирмы на рынке отрасли, исходя из конкурентных условий, и намечать пути её достижения,

  • определять пути максимизации прибыли фирмы или минимизации её убытков в различных типах рынков;

  • сопоставлять и использовать прогнозные варианты по различным аспектам развития отраслевых рынков,

  • видеть рациональные подходы к решению проблем,

  • предвидеть последствия принимаемых управленческих решений и уметь обосновать их экономическую и социальную эффективность.

Изучение дисциплины предполагает различные формы теоретического познания и формирования практических навыков. Используются лекционные, семинарские, практические занятия, активная самостоятельная работа будущего специалиста для достижения поставленных задач.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Тема 1. Предмет и метод экономики отраслевых рынков.

Предмет и история возникновения науки «Экономика отраслевых рынков». Основные подходы к анализу организации отраслевых рынков. Современная методология экономики отраслевых рынков. Системный подход (SCP метод (структура – поведение - результат). Чикагская и австрийская школы. Пять сил М. Портера при анализе рынков.

Вопросы к семинару:

  1. Предмет, объект и история возникновения науки «экономика отраслевых рынков».

  2. Основные подходы к анализу организации отраслевых рынков.


Тема 2. Анализ структуры рынка. Виды рынков. Экономическая теория фирм, их классификация.

Понятие рынка. Критерии выделения рынка. Классификация рынков.

Классификационные признаки рыночных структур. Виды рынков по степени монополизации: рынок чистой совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия и монополия. Сравнительный анализ основных типов рынков.

Экономическая природа фирмы. Классификация фирм.

Вопросы к семинару:

  1. Сущность рынка, критерии его выделения. Классификация рынков.

  2. Сравнительный анализ основных типов рынков по степени монополизации.

  3. Экономическая природа фирмы. Их классификация.


Тема 3. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке.

Поведение фирмы в условиях чистой совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условия максимизации прибыли фирмой. Экономические потери и операционная прибыль. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Предельный доход и рыночный спрос. Равновесие монополиста в краткосрочном периоде. Прибыль и потери монополиста. Монополия в долгосрочном периоде. Монополия и общество. Естественные монополии и их особенности в РФ.

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Фирма в условиях монополистической конкуренции и общество.

Олигополия. Модели олигополии: А. Курно, модель ломаной кривой спроса (Р. Холла, К. Хитча и П. Суизи), модель, основанная на теории игр.

Поведение фирм в условиях олигополии.

Вопросы к семинару:

  1. Поведение фирмы в условиях чистой совершенной конкуренции.

  2. Чистая монополия. Равновесие монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. Минимизация убытков.

  3. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.

  4. Модели олигополии. Поведение фирмы в условиях олигополии.


Тема 4.Слияния и поглощения. Стратегические альянсы.

Типы слияний. Слияния и поглощения. Мотивы слияний. Эффект от слияний. Результаты исследований о формировании эффекта от слияний. Общие тенденции слияний и поглощений на мировом рынке. Стратегические альянсы.

Вопросы к семинару:

  1. Понятия слияния и поглощения.

  2. Основные мотивы слияний.

  3. Эффект слияний. Мировые тенденции слияний.


Тема 5. Концентрация производства.

Сущность и виды концентрации. Основные параметры оценки концентрации. Показатели концентрации: уровни концентрации CR3, CR5, кривые концентрации, индекс Джини, кривая Лоренца, индекс Херфиндаля- Хиршмана (HHI). Рыночная власть фирмы. Индекс Лернера. Теория конкурентных преимуществ Петераф.

Вопросы к семинару:

  1. Сущность концентрации и способы её измерения.

  2. Оценка потенциальной и реальной власти фирмы. Индекс Лернера.

  3. Теория конкурентных преимуществ Петераф.


Тема 6. Вертикальная интеграция.

Понятие вертикально интегрированной фирмы и вертикального ограничения. Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов. Основные мотивы вертикальной интеграции. Двойная маржинализация. Формы вертикальных ограничений. Последствия вертикальной интеграции. Общественные взгляды на вертикальную интеграцию. Законность вертикальных ограничений.

Вопросы к семинару:

  1. Сущность и основные мотивы вертикальной интеграции.

  2. Двойная маржинализация. Формы вертикальных ограничений.

  3. Последствия и законность вертикальной интеграции.


Тема 7. Ценовая дискриминация.

Понятия ценовой дискриминации. Условия её применения. Виды ценовой дискриминации. Классификация методов дискриминации. Межвременная дискриминация. Ценовая дискриминция и общество.

Вопросы к семинару:

  1. Сущность и условия применения ценовой дискриминации.

  2. Виды ценовой дискриминации.

  3. Классификация методов ценовой дискриминации.

  4. Ценовая дискриминация и общество.


Тема 8. Дифференциация продукта, качество и реклама.

Понятие дифференциации продукта. Типы дифференциации продукта. Направления и виды продуктовой дифференциации. Модель «линейного города» Хотеллинга, модель «кругового города» Салопа, модель Ланкастера, модель Саттона. Дифференциация продукта и рыночная власть.

Позиционирование продукта.

Качество и информация. Асимметрия информации. Модель «рынка лимонов» Акелофа. Риск недобросовестного поведения контрагента. Проблема негативного отбора.

Реклама: информация и убеждение. Реклама, уровень цен и качество товара. Влияние репутации фирмы. Реклама и новые товары.

Вопросы к семинару:

  1. Сущность, типы, направления и виды продуктовой дифференциации. Дифференциация продукта и рыночная власть. Модели Хотеллинга, Салопа, Ланкастера и Саттона.

  2. Качество и информация. Модель Акелофа.

  3. Реклама, уровень цен и качество товара.



Тема 9. Государственная политика по отношению к отрасли.

Необходимость контроля государства за рынками. Типы отраслевой политики. Издержки и выгоды приватизации.

Ценовой контроль. Дерегулирование.

Содержание и цели антимонопольной политики государства. Эволюция антимонопольного законодательства в развитых странах. Особенности антимонопольного регулирования в РФ.

Методы государственного регулирования естественных монополий.

Политика регулирования слияний и доминирующих фирм.

Вопросы к семинару:

  1. Необходимость государственного контроля рынков. Типы отраслевой политики.

  2. Содержание и цели антимонопольной политики государства в развитых странах и в РФ. Законы РФ «О конкуренции» и «О естественных монополиях».

  3. Издержки и выгоды приватизации.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

ПО ВИДАМ РАБОТ ДЛЯ ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ







п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Лекции

Семинары



Предмет и метод экономики отраслевых рынков.

7

1




6



Анализ структуры рынка, виды рынков. Экономическая теория фирм.

9

2

2

5



Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм.

8

2

2

4



Слияния и поглощения, стратегические альянсы.

8

2

2

4



Концентрация производства.

7

2




5



Вертикальная интеграция.

8

2




6



Ценовая дискриминация.

8

2




6



Дифференциация продукта, качество и реклама.

8

2




6



Государственная политика по отношению к отрасли.

10

1

2

7

ИТОГО

72

16

8

48


4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ



Форма контроля – зачет


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика»
«Экономика», магистерской программы «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (080100. 68) включает основные дидактические единицы государственного...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по напралению...
Экономика отраслевых рынков магистерская программа 080106. 68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономика отраслевых рынков (продвинутый курс)
Дисциплина «Экономика отраслевых рынков (продвинутый курс)» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по...
Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит», программа подготовки бакалавров)

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Для направления 080100. 68 "Экономика"...
«Управление портфелем и портфельные риски 1»: Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 «Экономика»,...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»
Право. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров)...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Учет, анализ и аудит», «Экономика...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины для студентов магистратуры, обучающихся...
Л. Г., Тютюкина Е. Б., Шохин Е. И. Современные концепции корпоративных финансов. Рабочая программа дисциплины для студентов магистратуры,...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные...

Программа курса «экономика отраслевых рынков» для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Иностранный язык (итальянский) для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 Экономика,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную