Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»






Скачать 81.67 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Дата публикации21.01.2015
Размер81.67 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
Утверждено

на заседании кафедры________________

____________________________________

_____________/ ______________________

Подпись ФИО заведующего кафедрой
Протокол № ___ от «___»_____20_____ г.


Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»


Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» разрабатывается в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 08.00.00 (экономические науки), Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и номенклатурой специальностей научных работников, определенных приказом Минобрнауки России от 31.01.2001 года №47.
К освоению основной образовательной программы подготовки аспиранта по специальности 08.00.05 допускаются все лица, имеющие высшее профессиональное образование.

В основу настоящей программы положены дисциплины:

- Экономика предприятия;

- Менеджмент;

- Региональная экономика;

- Маркетинг;

- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.
Для сдачи вступительного экзамена по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны:


  • письменно представить реферат с анализом той области, с которой будет связана научная работа над кандидатской диссертацией, либо предоставить научные публикации по проблематике, близкой к направлению научных исследований;

  • уметь кратко изложить содержание научной работы над кандидатской диссертацией;

  • знать материал, предусмотренный общей частью программы.


Тематическими разделами программы вступительного экзамена являются:

  1. Экономика предприятия.

  2. Менеджмент.

  3. Региональная экономика.

  4. Маркетинг.

  5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.


Учебно-методическое обеспечение
а) базовые учебники
Экономика предприятия: учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чечевицына . - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К°, 2005.

Экономика отрасли: учеб. пособие / Л. Е. Басовский ; [рец. : Е. А. Федорова, Ю. В. Шлыков]. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: [научно- практ. пособие] / Г. В. Шадрина. - Москва: Благовест-В, 2003.

Маркетинг. Менеджмент [Текст] = A Framework for Marketing Management : экспресс-курс / Ф. Котлер ; [под общ. ред. Е. Н. Каптуревского ; пер. с англ. Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2003. - 495с.

Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов ; [рец. : Ю.П. Морозов, А.И. Панов, В.И. Жмачинский]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 238 с.
Алексеев Ю.П. Теория управления: Учебник/ Ю.П. Алексеев и др.; под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 557 с.

Аунапу Э.Ф. Производственная и организационная структура предприятия и корпорации: учебное пособие/ Э.Ф. Аунапу, Т.Ф. Аунапу. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2007. - 182с.

Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие/Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 144 с.

Журавлев П.В. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности/ П.В, Журавлев, С.А. Банников, Г.М. Черкашин. - М.: Изд-во «Экзамен», 2008. - 542 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 794 с. Национальная экономика: Учебник/ Л.И. Абалкин и др.; под ред.-П.В. Савченко. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 863 с.

Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т.Н.Черняховская. - М.: Высшее образование, 2008. - 743 с.
б) основная литература
Абрамова О.Д. Глобализация; Учебник/ О.Д. Абрамова и др.; под общ. Ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова. - М: Изд-во РАГС, 2008. - 543 с.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник/ Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 617 с.

Балдин К.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ К.В. Булдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов и др. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 368 с.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. И.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2008.-297 с.

Видяпин В.И.Экономическая и национальная безопасность: Учебник/ В.И. Видяпин и др. - М.: Экономика, 2008.

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. -527с.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. И.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2008.-297 с.

Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций/ О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2009.-280 с.

Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебник/ А.Д. Выварец. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с. Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие/ В.В. Гордеев. -М.: Высшая школа, 2008. - 407 с.

Грязнова А.Г. основы менеджмента: Учебное пособие/ А.Г. Трязнова, А.Ф. Джинджолия. - М.: Экономика, 2008. - 427 с.

Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник/ Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2007.-413с.

Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика/В.В. Ковалев. -2-е изд„ пер. и доп. -М.: Проспект, 2007.-1024с.

Львов Д.С. Экономический рост и качество экономики/ Д.С. Львов. - М.: Руч. кн., 2004. - 110 с. Макашева З.М. Исследование систем управления: Учебное пособие/ З.М. Макашева. - М.: КноРус, 2009.-175 с.

Маневич В.Е. Кейнсианская теория и российская экономика. Ин-т проблем рынка РАН. - М.: Наука, 2008.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов. - М.: НОРМА, 2005.

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ М. Портер; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпин Бизнес Букс, 2007. - 453 с.

Россия в глобализирующемся мире = Russia in the Globalizing Word: модернизация российской экономики / Под ред. Д. С. Львова, Г. Б. Клейнера. - М: Наука, 2007. -421с.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика Основы национальной экономики: Учебное пособие / Рук. ав. колл. и науч. Ред. А.В. Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 529 с.

Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. Петрова А.Н. -СПб.: Питер, 2007. -496с.

Фаминский И.П. Глобализация - новое качество мировой экономики: Учебное пособие/ И.П.Фаминский. - М.: Магистр, 2009. - 396 с.

Цветков В.А. Корпоративные структуры в рыночной экономике. Учебно-методическое пособие. - М.:ИПР РАН, ГУУ, 2004.

Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007. - 861 с.

Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник / Под ред. Б.Н. Чернышев, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 536 с.

Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник / Под ред. И.К. Ларионова, Н.Н.Пилипенко, В.Н. Щербакова. - М.: «Дашков и Ко», 2008. - 732 с.

Экономическая теория: Учебник / Под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Высшее образование, 2008. - 515 с.

Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций /Под общ. ред. акад. Н.Я. Петракова, проф. В.И. Видяпина, проф. Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2008.
в) дополнительная литература
Бабашкин А.М. Методы государственного регулирования экономики: Учебное пособие/ А.М.Бабашкин и др.; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 173 с.

Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие/ Л.Н. Бирман; Акад. народ, хоз-ва при Прав. РФ. - М.: Дело, 2008. - 206 с.

Вурос А.Д. Экономика отраслевых рынков/ А. Вурос, Н. Розанова; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.:ТЕИС, 2002.-253 с.

Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2008.-421 с.

Кришталь Н.В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции: теория и практика: Учебное пособие/ Н.В. Кришталь, В.Г. Лебедев. - СПб: СПбГИЭУ, 2007. - 167 с.

Перечень выносимых на экзамен вопросов

Экономика предприятия





  1. Структура национальной экономики России. Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры.

  2. Предприятие: понятие, сущность и экономические основы функционирования.

  3. Организационно-правовые формы предприятий.

  4. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики.

  5. Производственная структура предприятия.

  6. Предпринимательская деятельность предприятия. Поддержка предпринимательства и развития конкуренции в ХМАО-Югры.

  7. Экономическая сущность и классификация основных фондов.

  8. Учет, оценка и амортизация основных фондов.

  9. Показатели использования основных производственных фондов.

  10. Состав и классификация оборотных средств.

  11. Нормирование оборотных средств.

  12. Формы организации производства (концентрация, специализация).

  13. Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции.

  14. Персонал предприятия и его структура.

  15. Производственная мощность предприятия.

  16. Формы и системы заработной платы.

  17. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

  18. Цена и ценообразование.

  19. Понятие и процедура банкротства. Цель и задачи государственных органов по финансовому оздоровлению и банкротству в ХМАО-Югры.

  20. Прибыль и рентабельность предприятия.


Менеджмент


  1. Управление как наука и особый вид человеческой деятельности. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

  2. Научные школы менеджмента: научное управление, поведенческие теории, школа человеческих отношений, организационные теории, административная школа.

  3. Внешняя среда управления. Взаимодействие менеджмента с внешней средой.

  4. Внутренняя среда управления. Интеграция внутренней и внешней среды.

  5. Функции менеджмента.

  6. Проектирование организационных структур. Этапы и принципы построения эффективной организации.

  7. Анализ и оценка управленческой ситуации. Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений.

  8. Диверсификация менеджмента: классификация типов и видов управления. Выбор альтернатив эффективного управления.

  9. Персонал и кадры организации. Кадровая политика и кадровое планирование.

  10. Показатели оценки эффективности работы персонала в организации. Методы и способы повышения производительности и качества труда.

  11. Лидерство и власть в организации.

  12. Конфликты в организации: виды, причины, последствия.

  13. Ресурсы, качество и эффективность управления. Методы оценки эффективности управления.

  14. Система информационного обеспечения управления. Информация и коммуникации.

  15. Инновации в управлении. Модели организационных изменений.

Региональная экономика


    1. Предмет и задачи региональной экономике. Методология исследования. Регион как объект хозяйствования и управления.

    2. Становление и основные этапы развития региональной экономики как экономической науки.

    3. Классификация регионов по уровню экономического развития.

    4. Региональные особенности хозяйств. Экономическое районирование.

    5. Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил.

    6. Финансы региона. Структура и функции.

    7. Инвестиционная политика региона и ее реализация.

    8. Региональная структура управления.

    9. Особенности региональной экономики ХМАО-Югры.

    10. Особенности региональной бюджетно-налоговой системы в ХМАО-Югре.


Маркетинг


  1. Понятие и сущность маркетинга. Состояния спроса и задачи маркетинга.

  2. Товар в маркетинговой деятельности: понятие, основные виды классификации, свойства. Жизненный цикл товара.

  3. Стратегический маркетинг: стратегическое планирование, SWOT-анализ. Бизнес-портфель: матрица БКГ, матрица General Electric.

  4. Реклама как способ продвижения товаров и услуг на рынке.

  5. Основные методы и способы сбора маркетинговой информации.

  6. Стимулирование сбыта. Ярмарки и выставки.

  7. Теоретические основы рыночного ценообразования. Спрос, предложение и цены.

  8. Товарный знак. Требования потребителя к товару.

  9. Сегментирование и сегменты рынка. Критерии и признаки сегментирования.

  10. Паблик рилейшнз - работа по связям с общественностью. Современная система деловой коммуникации.


Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия


    1. Анализ производства и реализации продукции.

    2. Анализ использования трудовых ресурсов.

    3. Анализ использования основных фондов.

    4. Анализ финансового состояния.

    5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Методические пояснения. Программа составлена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по специальности 08. 00. 05...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транспорт,...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру обсуждена и переутверждена...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством разработана...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconРабочая программа вступительного экзамена для специальности 08. 00....
Программа дисциплины «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т ч…)» для поступающих в аспирантуру...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика...
Плисецкий Е. Л., Глушкова В. Г. Программа дисциплины «Региональная экономика» для поступающих в аспирантуру по специальности 08....

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направленю подготовки...
Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика...
Программа вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством». Брянск, бгту, 2014. –...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру ивэсэп по специальности...
Оу во «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconВопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т ч маркетинг; региональная экономика; экономика,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную