Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но






Скачать 183.62 Kb.
НазваниеТипология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но
Дата публикации27.02.2015
Размер183.62 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Глава 3. Типология стран мира

Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы на­циональных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой.

3.1. Основы типологии стран мира

Для включения страны в ту или иную группу применяют разные критерии. Во-первых, это характер экономики — рыночная ли это экономика или переходная. Во-вторых, это уровень ее социально-экономического развития, который определяется в первую очередь производством ВВП/ВИД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни. Напомним, что валовой внутрен­ний продукт и валовой национальный доход — это показатели систе­мы национальных счетов, характеризующие объем добавленной стои­мости, произведенной всеми отраслями и сферами экономики страны (ВВП, англ. GDP), или этой же стоимости, но с учетом переводимых в страну и из страны доходов (ВИД, англ. GNI).

Паритет покупательной способности

Паритет покупательной способности (ППС) — это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и ус­луг. А так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупа­тельной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.

При установлении обменного курса национальной валюты берется соотношение спроса и предложения на эту валюту, которое образуется вследствие внешнеторговых операций, т.е. на базе торгуемых товаров и услуг (см. п. 1.1). Однако в большинстве стран мира они представля­ют меньшую часть их ВВП/ВНД. При определении паритета покупа­тельной способности берется как можно более широкий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и не торгуемые товары

и услуги. Так, в рамках Программы международных сопоставлений ООН, нацеленной на определение объема ВВП/ВИД разных стран по паритету покупательной способности их национальных валют, берут 3200 основных потребительских товаров и услуг, 236 основных инве­стиционных товаров и 16 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте иссле­дуемой страны и в долларах США. На основе установления ППС оп­ределяют покупательную способность той или иной национальной валюты. Так, в 2004 г. среднегодовой обменный курс российского руб­ля по отношению к доллару США составлял 29 руб., а по паритету по­купательной способности— около 10 руб. В результате, по расчетам Всемирного банка, в 2004 г. ВИД России на душу населения составил 3410 долл. по официальному обменному курсу рубля, но 9620 долл. по паритету покупательной способности рубля. Для государств с пере­ходной экономикой и развивающихся стран характерно, что ППС их национальной валюты превышает ее обменный курс, для развитых стран — наоборот, ППС чаще ниже обменного курса (и только в США в связи с тем, что их цены берутся в качестве отправных, ППС доллара полностью совпадает с его обменным курсом). В основном это связа­но с тем, что за более производительный труд платят больше, и в ре­зультате в странах с высокой производительностью труда (это разви­тые страны) заработная плата высока, но зато и цены на трудоемкие товары и услуги местного производства часто выше, чем в странах с меньшей производительностью труда. В то же время жители первых стран могут купить на свою высокую заработную плату намного боль­ше дорогих товаров и услуг, чем жители вторых стран с их более деше­выми местными товарами и услугами.

Отраслевая структура ВВП как показатель уровня социально-экономического развития страны

Для стран с высоким уровнем развития типична ситуация, когда в структуре их ВВП преобладает третичный сектор (сфера услуг), вто­ричный сектор (промышленность и строительство) представлен пре­жде всего обрабатывающей промышленностью, а доля первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма, или торговли, или добывающей промышленно­сти. В 2004 г. соотношение между первичным, вторичным и третич­ным сектором в Индии составляло (в процентах) 23 : 26 : 52, в России 5: 34: 61, в США 2: 23: 75.
Уровень и качество жизни

Уровень и качество жизни в стране определяются массой показате­лей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболеваемостью различными болезнями, состоянием личной безопасности, природ­ной среды, безработицей и, конечно, уровнем потребления различных товаров и услуг. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является показатель под названием индекс человече­ского развития (индекс развития человеческого потенциала, англ, human development index), который вбирает в себя индексы ожидае­мой продолжительности жизни, уровня образования, уровня ВВП на душу населения.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни строится на пред­посылке, что в современных условиях минимальная продолжитель­ность жизни даже в самых неблагополучных странах не опускается ниже 25 лет, а в наиболее благополучных странах максимальная про­должительность жизни не превышает в среднем 85 лет. Формула этого индекса выглядит следующим образом:

Индекс

ожидаемой

продолжительности

жизни

Ожидаемая

продолжительность жизни в стране

Максимальная

продолжительность

жизни в мире

Минимальная

продолжительность

жизни в мире

Минимальная

продолжительность

жизни в мире

Для России расчет этого индекса в 2003 г. выглядел следующим об­разом: (65,3 - 25)/(85 - 25) = 0,67. Это немного ниже среднемирового значения данного индекса (0,70) и вызвано продолжающимся с конца 80-х гг. сокращением ожидаемой продолжительности жизни, в основ­ном за счет мужчин: их ожидаемая продолжительность жизни по срав­нению с серединой 80-х гг. меньше на 5 лет, женщин — на 2 года.

Индекс уровня образования рассчитывается по следующей фор­муле:

И ндекс

уровня

образования


2 - х

Доля грамотных в возрасте 15 лети старше

Доля охвата образованием населения в школьном и студенческом возрасте

Для России расчет этого индекса в 2003 г. выглядел следующим об­разом: (2 х 0,99 + 0,90)/3 = 0,96. Это намного выше среднемирового значения данного индекса (0,77) и находится на уровне развитых стран.

Индекс уровня ВВП упрощенно может быть представлен как отно­шение национального ВВП на душу населения, скорректированного по ППС, к среднемировому значению этого показателя. В 2003 г. этот индекс в России составил 0,76, что лишь немного выше среднемиро­вого (0,75).

В целом индекс человеческого развития равен среднеарифметиче­скому от суммы трех составляющих его индексов, т.е. в случае России как: (0,67 + 0,96 + 0,76)/3 = 0,795, что ниже, чем в дореформенный пе­риод (0,813 в 1990 г.). Среднемировой индекс человеческого развития в 2003 г. составлял 0,741; в наиболее развитых странах он приближает­ся к 1,0, а в наименее развитых — близок к 0,3.

3.2. Деление стран мира на группы и подгруппы

Группа развитых стран

В группу развитых (промышленно развитых, индустриальных) входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития, у которых ВИД на душу насе­ления по ППС составляет не менее 15 тыс. долл. Международный валютный фонд включает в число развитых стран и территорий (т.е. тех частей некоторых стран, которые имеют особый статус, напри­мер, Гонконг или Гренландия) все страны Западной Европы, США и Канаду, Японию, Австралию и Новую Зеландию, а с 1997 г. — Юж­ную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань (так называемые новые индустриальные азиатские экономики), а также Израиль, Кипр, Ис­ландию. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу таких своих членов, как Венгрия, Польша и Чехия, а также Турцию и Мексику, которые также являются членами этой организа­ции, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли -НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают более 30 стран и территорий. Вероятно, что в число развитых стран будут включать и остальных членов Евросоюза (Латвию, Литву, Мальту, Словакию, Словению, Эстонию, а в будущем — Болгарию, Румы­нию и других).

Возможно, что в будущем в группу развитых стран войдет и Рос­сия. Однако для этого ей предстоит пройти длительный путь преобра­зования своей экономики в рыночную и увеличения производства ВНД на душу населения хотя бы до дореформенного уровня.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хо­зяйстве. В середине нашего десятилетия, по данным Международного валютного фонда, на них приходилось около 52% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС) и большая часть мировой торговли и меж­дународного движения капитала, хотя в них проживает около 1 млрд чел. (15% населения мира). В самой группе развитых стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП. (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). На эти страны приходится более 38% мирового ВВП, в том числе на США — 20, Японию — 6, Герма­нию — 4%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (21% мирового ВВП) и Североамериканская зона свобод­ной торговли — НАФТА (24%).

Группа развивающихся стран

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых, развивающихся экономик) входят государства с рыночной экономи­кой и низким уровнем экономического развития. Из 184 стран -членов Международного валютного фонда к развивающимся отно­сят 123. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится менее 25% мирового ВВП.

Это целая вселенная, недаром группу развивающихся стран неред­ко называют «третьим миром», и она неоднородна. Верхний эшелон развивающихся стран составляют государства со сравнительно совре­менной структурой экономики (некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и Латинской Америки), большим ВИД надушу насе­ления (большинство стран Персидского залива), высоким индексом человеческого развития (страны Латинской Америки и Персидского залива).

Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран (НИС). В нее включают страны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали высокие темпы экономического роста (в основном за счет активной индустриализации — отсюда их название) и на этой основе смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран (а некоторые уже вошли в группу развитых стран — см. выше). К нынешним новым индустриальным странам можно от­нести в Азии — Индию, Индонезию, Малайзию, Таиланд, Турцию и другие, в Латинской Америке — Аргентину, Бразилию, Мексику, Чили и другие южно- и центральноамериканские страны.

В особую подгруппу выделяют страны — экспортеры неф­ти. Ядро этой группы составляют 12 участников Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), хотя ряд стран-нефтеэкспорте-ров из третьего мира не входит в ОПЕК: Мексика, Бруней и др. Не­смотря на то что дифференциация по ВНД на душу населения в этой подгруппе велика (от менее I тыс. долл. в Нигерии до более 21 тыс. долл. в Объединенных Арабских Эмиратах, если считать по паритету покупательной способности), тем не менее большие запасы нефти уже сослужили большую службу этим странам и будут заметно способ­ствовать их развитию в дальнейшем.

Вековая отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископае­мых, а часто — и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитиче­ская и социальная обстановка, военные действия, нередко и просто засушливый климат обусловливают в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. Сей­час их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 — в Азии, 4 — в Океании, 1 — в Латинской Америке (Гаити). Главная про­блема этих стран состоит не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

Группа стран с переходной экономикой


К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществ­ляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к современной рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Ев­ропы, 15 стран — бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развиваю­щимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВНД надушу населения (только у Чехии, Венгрии и Словении он пре­вышает 15 тыс. долл.), а иногда к развивающимся относят только три восточноазиатские страны.

Страны с переходной экономикой (переходные экономики) про­изводят около 23% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии) — более 3%, страны СНГ — немногим менее 4% (в том числе Россия — около 3%), Китай — около 15,5%. Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

В одну подгруппу можно выделить те бывшие советские республи­ки, большинство из которых ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схо-

жий подход к реформированию экономики, близкий уровень разви­тия большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белорус­сия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравне­нию с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уров­ню социально-экономического развития и в советские времена силь­но отставал от других союзных республик. В эту подгруппу обычно включают и Монголию.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы (Центрально-Восточной Европы, ДВЕ), включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, вступление в ЕС, сравнительно вы­сокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отстава­ние от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ при­водит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Ру­мынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы ре­формирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Страны с формирующимися рынками


Страны с переходной экономикой и многие развивающиеся стра­ны имеют общую цель — построение современной рыночной эконо­мики. Для них это главный способ догнать развитые страны. Поэтому их называют странами «догоняющего развития», или, по-другому -странами с формирующимися рынками (странами с нарождающимися, развивающимися рынками, англ, emerging-market economies}. К ним можно отнести по широкому определению все страны обеих групп и молодые развитые страны, а по узкому определению — только те стра­ны из обеих групп, у которых есть явные успехи в построении совре­менной рыночной экономики в силу или быстрых темпов экономи­ческого роста (например, Китай), или изначально неплохого уровня развития (Аргентина), а также страны, которые относительно недавно вошли в число развитых (например, новые индустриальные азиатские экономики). Причем в первую очередь это страны с формирующими­ся финансовыми рынками (отсюда включение в эту подгруппу и но-

вых развитых стран), так как само понятие этой подгруппы стран ро­дилось в финансовом мире.

Социально-экономическая модель страны

Разделение стран мира на группы и подгруппы помогает выявить, отличия одних стран от других на основе уровня их экономического и социального развития. Однако и между странами с одинаковым уров­нем развитя есть многочисленные различия, прежде всего в механиз­мах хозяйственной и социальной жизни. Так, США и Япония демон­стрируют, насколько могут быть различны подходы государства, пред­принимателей и населения к хозяйственной жизни и социальной сфере даже в наиболее развитых странах мира.

Социально-экономическая модель страны (национальная социально-экономическая модель) — это специфика экономических и социальных отношений в стране, отличающая ее от других стран схожего уровня развития. Главными причинами этой специфики являются особенно­сти исторического развития страны, ее расположения и наделенности экономическими ресурсами.

В различных группах и подгруппах стран существуют типичные для них социально-экономические модели, как, например, вышеупо­мянутые американская и японская, к которым тяготеют близкие мо­дели, как, например, канадская и южнокорейская. Особенности на­циональных моделей с социальной точки зрения рассматриваются в п. 6.3, а с экономической точки зрения — в региональных и страновых главах данного учебника.

Будущая типология стран мира

Можно предположить, что уже в ближайшие годы в число разви­тых стран будут включать все страны ЕС, тем более что дистанция ме­жду менее развитыми и более развитыми странами Евросоюза сокра­щается. Впоследствии того же можно ожидать и от будущих членов ЕС. А в результате в число развитых стран, вероятно, будут входить все страны не только Западной, но и Центрально-Восточной Европы (кроме, возможно, наиболее отсталых стран на Балканах).

В более отдаленном будущем шансы войти в группу развитых стран есть и у новых индустриальных стран, однако этому могут помешать многие обстоятельства, как внешние (мировой финансовый кризис 1997—J998 гг. принес Индонезии не только сильные экономические, но и политические потрясения, надолго затормозившие ее быстрый рост), так и внутренние (курдская проблема в Турции, провалы в эко­номической политике в Аргентине). Все это можно отнести и к Китаю, который надеется стать развитой страной через несколько деся­тилетий.

Также неопределенны шансы войти в группу развитых стран у го­сударств СНГ, особенно закавказских и центрально-азиатских. Выше они у Казахстана с его высокими темпами роста и, конечно, у России, Украины и Белоруссии с их высоким исходным уровнем социально-экономического развития.

Выводы

1. В мировой экономике обычно выделяют три большие группы стран:
развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Основанием для вклю­
чения страны в ту или иную группу является характер ее экономики (рыноч­
ная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития. Наи­
больший вес в мировой экономике имеют развитые страны, на которые при­
ходится более половины мирового ВВП. Внутри каждой группы стран
выделяются подгруппы.

  1. Уровень социально-экономического развития определяется прежде все­
    го производством ВВП/ВИД на душу населения по паритету покупательной
    способности, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни в
    стране.

  2. Группа развитых стран немногочисленна (более 30 стран), в ней прожи­
    вает всего 15% населения мира, однако производится около 55% мирового
    ВВП. Намного более многочисленна группа развивающихся стран, однако в
    ней производится менее 25% мирового ВВП в силу низкого уровня социаль­
    но-экономического развития входящих в эту группу стран. Остальные 21%
    мирового ВВП производятся в группе стран с переходной экономикой, пре­
    имущественно в Кмтае, активно изменяющих свою административно-ко­
    мандную систему на современную рыночную.

  3. Помимо подгрупп в каждой группе стран есть и объединяющая некото­
    рые развивающиеся и переходные экономики подгруппа стран с формирую­
    щимися рынками, в которую включают страны с явными успехами в построе­
    нии современной рыночной экономики в силу или быстрых темпов экономи­
    ческого роста, или изначально неплохого уровня развития, а также страны,
    которые относительно недавно вошли в число развитых.

  4. Хорошие перспективы войти в группу развитых стран есть у стран
    Центрально-Восточной Европы. В более отдаленной перспективе такие шан­
    сы есть у Китая, новых индустриальных стран и стран СНГ.

Термины и понятия

Паритет покупательной способности Индекс человеческого развития Развитые страны Развивающиеся страны

Вопросы для самопроверки 71

Страны с переходной экономикой Страны с формирующимися рынками

Вопросы для самопроверки

  1. Чем паритет покупательной способности отличается от обменного курса
    валюты?

  2. Как рассчитывается индекс человеческого развития?

  3. Почему немногочисленна группа развитых стран?

  4. Какие подгруппы можно выделить в группе развивающихся стран?

  5. Какие страны входят в подгруппу стран с формирующимися рынками?

  6. Каковы шансы России войти в группу развитых стран?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconЛекция 1 Мировая экономика как целостная система Понятие мировой экономики
Мировая экономика совокупность национальных экономик всех стран мира, скрепленных между собой системой международных экономических...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconЭкзамен Количество кредитов 3
Цель дисциплины «Мировая экономика» обеспечить знание и понимание студентом истории развития и современного состояния мировой экономики,...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconКрощенко М. М., начальник Управления по развитию трудового потенциала
Решение данной задачи требует разработки целостной теоретической концепции, позволяющей рассматривать сложную систему явлений хозяйственной...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconОпределение системы национальных счетов
России в Международный Валютный фонд (мвф) и Международный банк реконструкции развития (мбpp) стало необходимым применять в отечественной...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconПрограмма дисциплины по специальности «мировая экономика» морозов...
МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мира, связанные между собой международными экономическими отношениями...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconРабочая программа по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Целью дисциплины является изучение мировой экономики как целостной системы, включающей экономики всех стран мира, связанные между...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconСписок вопросов для подготовки к итоговой аттестации по географии в 10 классе
Политическая карта мира. Группировка, типология и государственный строй стран мира

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconВопросы к экзаменационным билетам по курсу «Общественная география»...
Современная политическая карта мира. Типология стран мира: критерии классификации, типы государств

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconПлан урока. Критерии классификации. Типология и краткая характеристика стран
...

Типология стран мира Мировая экономика состоит из множества национальных эконо­мик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообраз­но iconУрок в 10-м классе. Учитель: Цымбалюк М. А. «Многообразие стран современного мира»
Сформировать у обучающихся систему знаний о многообразии стран современного мира






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную