Программа «Экономика фирмы»






Скачать 105.23 Kb.
НазваниеПрограмма «Экономика фирмы»
Дата публикации26.02.2015
Размер105.23 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«Экономика предприятия»

для поступающих на основные образовательные программы магистратуры

по направлению Экономика

(магистерская программа «Экономика фирмы»)
I. Содержание основных тем
Тема 1. Предприятие как форма осуществления предпринимательской деятельности и его жизненный цикл

Предпринимательство как самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений. Цель и сферы предпринимательской деятельности. Субъекты и формы осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие как основная форма осуществления предпринимательской деятельности. Система экономических интересов и отношений, формирующих предприятие как единую, экономическую систему. Организационное единство предприятия.

Стадия основания предприятия. Процедура регистрации нового предприятия. Сущность и виды предпринимательской идеи. Создание концепции предприятия. Проблемы нового предприятия.

Стадия роста предприятия. Стратегии и проблемы роста. Нисходящая стадия жизненного пути предприятия. Реорганизация предприятия и ее формы. Фаза кризисного развития. Банкротство предприятий
Тема 2. Организационно-правовые формы и структура предприятий

Формы собственности и формы хозяйствования, различия понятий и их взаимосвязь. Основные виды хозяйственных товариществ и обществ. Организационно-экономические основы создания акционерных обществ. Особенности создания открытых акционерных обществ на базе приватизируемых предприятий. Дочерние и зависимые общества. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Цели и условия объединений предприятий в рыночной экономике. Принципы создания объединений. Объединения кооперативного типа и их разновидности. Картель. Консорциум. Франчайзинг. Объединения концернового типа: концерн, холдинг, конгломерат. Тресты и комбинаты. Финансово-промышленные группы. Плюсы и минусы предприятий. Объединения и антимонопольное законодательство РФ.

Понятие общей структуры, структуры управления и производственной структуры предприятия. Структура органов управления предприятием. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры предприятия. Методы анализа и проектирования организационных структур. "Цикл жизни" организационной структуры.
Тема 3. Основные и оборотные средства предприятия

Экономическая сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия. Показатели и пути улучшения использования основных производственных фондов.

Виды износа и методы определения износа основных средств. Амортизация основных фондов. Виды амортизации. Амортизационная политика предприятия и ее роль в улучшении финансовых показателей деятельности предприятия.

Оборотные фонды и оборотные средства предприятия. Экономическое содержание понятия оборотных средств, их состав и структура. Классификация оборотных средств. Планирование потребности предприятия в оборотных средствах. Источники формирования и пополнения оборотных средств. Общие и частные показатели оборачиваемости оборотных средств.

Тема 4. Затраты и доходы предприятия

Понятие и соотношение категорий стоимости товара, издержек производства и себестоимости продукции. Состав затрат, образующих себестоимость.

Экономическое содержание и назначение классификации затрат на производство.

Выручка, валовой доход; прибыль предприятия. Факторы, определяющие величину прибыли предприятия. Методы планирования прибыли. Отчет о прибылях и убытках.

Показатели рентабельности. Маржинальный доход. Денежный поток предприятия.
Тема 5. Персонал, организация и оплата труда

Персонал предприятия и его классификация. Методы определения потребности предприятия в персонале. Методы найма отбора и подготовки работников предприятия.

Сущность и функции заработной платы. Формы регулирования оплаты труда. Формы и системы оплаты труда, методы стимулирования работников в условиях рыночной экономики. Система участия в прибылях и капитале предприятия.
Тема 6. Финансирование на предприятии

Понятие финансирования, классификация форм и видов финансирования. Источники внутреннего финансирования. Плюсы и минусы самофинансирования.

Амортизация как источник простого расширенного воспроизводства основных фондов.

Внешнее собственное финансирование. Собственный капитал предприятия, его функции и состав.

Реальное и номинальное повышение уставного капитала. Акционерное финансирование для эмиссиоспособных предприятий. Проблемы долевого (акционерного) финансирования для неэмиссиоспособных предприятий. Заемное финансирования и его формы: банковские кредиты, кредиты, предоставляемые поставщиками и потребителями, вексельные кредиты, промышленные облигации, лизинг.

Проектное финансирование Сравнение акционерного и облигационного способа привлечения средств для реализации проектов. Венчурное финансирование инновационных проектов. Методы прямого бюджетного финансирования НИОКР.  Налоговые льготы в научной и инновационной сферах. Гранты как форма финансирования научных исследований. Виды конкурсов, применяемых  при выдаче госзаказов на выполнение НИОКР Бюджетные и внебюджетные фонды финансирования НИОКР и инновационных проектов.
Тема 7. Инвестиционная деятельность на предприятии

Понятие инвестиций и их экономическая сущность. Объекты и субъекты инвестиций. Основные формы инвестиций. Инвестиционные программы предприятий. Капиталовложения как основная форма инвестиций производственного предприятия. Коммерческая эффективность инвестиционных проектов. Общая (социально-экономическая) эффективность инновационных  проектов.  Бюджетная эффективность инвестиционных проектов. Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности.
Тема 8. Инновационная деятельность предприятия

Научно-технический потенциал предприятия. Основные термины и понятия. Основные направления развития научно-технического прогресса на производственных предприятиях, их содержание и взаимосвязь. Научно-техническое развитие предприятий и его влияние на финансовые результаты предпринимательской деятельности. Научно-производственные объединения как ведущая организационная форма научно-технического развития в сфере предпринимательства. Виды инновационной деятельности. Управление нововведениями Организация и планирование инноваций. Развитие наукоемкого бизнеса. Инновационная стратегия предприятия. Понятие и структура инновационного цикла. Оценка эффективности инноваций. Инновационные программы и их место в бизнес - плане предприятий.
Тема 9. Технология НИОКР. Организация инновационного процесса

Характеристика основных этапов проведения  НИР и ОКР.  Процесс создания новой техники: содержание основных стадий и этапов. Технические средства научной деятельности;  механизация и автоматизация НИОКР. Технологические методы научного поиска (примеры аналитического и неаналитического метода). Место и роль проектирования в общей системе воспроизводственного процесса. Организация проектирования, стадии проектирования. Инжиниринг.  Научно-техническое прогнозирование. Сектора науки. Проблемы и перспективы развития секторов науки.  Формирование национальной инновационной системы в РФ. Научно-технические парки. Инновационные центры.
Тема 10. Оценка бизнеса и вклад инновационных проектов в стоимость компании Наступательная и оборонительная политика предприятий на рынке, инновационная монополия. Инновационные проекты: денежные потоки, методы выбора для планирования.  Осуществление инноваций на основе контрактации с независимыми заказчиками и поставщиками или экономической интеграции с заказчиками и поставщиками. Особенности и оценка инвестиционных проектов, основанных на применении новых технологий. Оценка рыночной стоимости инновационного бизнеса: доходный подход. Оценка рыночной стоимости инновационного бизнеса: имущественный и рыночный  подходы. Учет рисков в инвестиционных расчетах. Модель оценки капитальных активов. Управление стоимостью предприятия  и роль  в нем инновационных проектов.
Тема 11. Маркетинг на предприятии

Сущность маркетинга и его функции. Служба маркетинга предприятия. Маркетинговые стратегии фирмы. Сегментирование рынка. Методы исследования рынка: опрос, наблюдение, эксперимент. Конкурентоспособность нового товара: сущность, факторы определяющие конкурентоспособность. Методы оценки конкурентоспособности. Ценообразование. Модели ценообразования: издержкоориентированная модель, конкурентоориентированная модель, спросоориентированная модель. Психологические аспекты в ценообразовании. Виды скидок с прейскурантной цены товара. Учет фактора инфляции в цене. Модель скользящей цены товара. Понятие позиционирования товара. Формы позиционирования товара на рынке. Методы прогнозирования объема сбыта продукции. Торговая марка. Товарный знак. Требования к марочному названию. Порядок разработки марочного названия. Маркетинг товарного знака. Упаковка товара и ее функции. Этапы разработки упаковки. Элементы маркетинга упаковки. Сервис технически сложной продукции и его роль в повышении конкурентоспособности фирмы. Виды сервиса. Организация сервиса фирмы. Понятие канала сбыта и его виды. Традиционная система сбыта. Вертикальная система сбыта. Горизонтальная система сбыта. Многоканальный сбыт. Жизненный цикл товара на рынке. Типы жизненных циклов. Реклама как метод  продвижения товара на рынке. Виды рекламы. Этапы рекламной кампании.
Тема 12. Основы антикризисного управления на предприятии

Профилактика банкротства предприятия. Системы раннего предупреждения надвигающейся несостоятельности. Анализ причин несостоятельности. Диагностика организационного и кадрового потенциала предприятия. Разработка антикризисного плана. Организация работ и мероприятия по изменению системы управления. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия с учетом риска банкротства. Социальная защита работников несостоятельных предприятий.
Тема 13. Стандартизация, метрология и сертификация в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности предприятия

Роль повышения качества продукции в условиях рыночной конкуренции. Обеспечение качества продукции в условиях неценовых методов конкуренции. Взаимосвязь понятий качества и конкурентоспособности продукции. Основы системного управления качеством продукции. Международные стандарты ИСО серии 9000.

Сущность, цели и задачи стандартизации. Виды стандартов и их содержание. Система законодательных актов по стандартизации, международная стандартизация. Внутрифирменная стандартизация.

Метрология: общие положения и терминология. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение управления качеством продукции и ее конкурентоспособности. Сущность сертификации продукции и порядок ее проведения. Органы сертификации продукции. Сертификация систем качества и ее роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия.
14. Организация страхования и экономика страховой организации

Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ». Страхование. Принципы организации страхования как института финансовой защиты, направленного на снижение потерь, связанных с экономическим риском. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» - структура, содержание. Структура страхового взноса, нетто-премии, нагрузки. Схема страховых резервов в соответствии с законодательством РФ. Резерв по страхованию жизни. Резерв по проведению предупредительных мероприятий. Резерв незаработанных премий. Резерв заявленных, но неурегулированных убытков. Резерв произошедших, но незаявленных убытков. Стабилизационный резерв. Финансовая устойчивость; платежеспособность страховой компании  и методы ее оценки по Российскому Законодательству. Инвестиционная деятельность страховой компании. Принципы инвестиционной деятельности страховой компании. Направления инвестиций страховой компании. Запреты и ограничения по направлениям инвестиций страховой организации. Сущность сострахования и перестрахования. Основные понятия перестрахования. Факультативное и облигаторное,  пропорциональное и непропорциональное перестрахование. Квотное перестрахование. Эксцедентное перестрахование. Договоры  эксцедента убытка и убыточности.
II. Основная и дополнительная литература
1. Литература основная:


  1. Бойко И.П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». Лекции 1-9. СПб, 1998-2009.

  2. Бойко И.П., Колышкин А.В. Задачник по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». СПб, 2009.

  3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. М., 2009.

  4. Евстафьев Д.С., Молчанов Н.Н. Шарахин П.С. Маркетинг в информационном обществе, СПб., СПбГУ, 2006.

  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Вильямс, 2007.

  6. Менеджмент технологических инноваций / Под ред. Валдайцева С.В., Молчанова Н.Н./ СПбГУ, 2003.

  7. Страхование: экономика, организация, управление. Учебник для вузов в 2-х томах // СПБГУ, под ред. Черновой Г.В. М.: Экономика, 2010

  8. Хоппе К.Х., Пецольдт К., Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Малое инновационное предпринимательство, СПбГУ, 2004

  9. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Задачник. / Пер. с нем. под общ. ред. Бойко И.П., Валдайцева С.В., Рихтера К. – СПб.: Питер, 2007


2. Литература дополнительная:


  1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом, М., 2001.

  2. Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности. – М., 2009

  3. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2003. - 345 с.

  4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник- М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2000

  5. Колышкин А.В. Рабочая тетрадь по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». СПб, 2009

  6. Крушвитц Л. Инвестиционные расчеты: Перевод с немецкого. Учебник для вузов. СПб: «Питер» 2001.

  7. Основы страховой деятельности. Под ред. Т.А.Федоровой, В.В.Круглова. М., 1999.

  8. «Об организации страхового дела в РФ» в редакции 2003 г. Закон РФ

  9. Чернова Г.В.  Основы экономики страховой организации по рисковым видам стра-хования. М., Проспект. 2005 г.

  10. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 15-е изд. / Пер. с нем. под общ. ред. Бойко И.П., Валдайцева С.В., Рихтера К. – СПб.: Питер, 2005


III. Организационно-методический раздел
1. Структура вступительного испытания
Вступительный экзамен в магистратуру экономического факультета по предмету «Экономика предприятия» проводится в виде письменного теста. Время экзамена (заполнения теста) – 180 минут (3 астрономических часа).

Тест состоит из 3-х частей. Первая часть – 10 закрытых вопросов с вариантами ответов. Вторая часть – пять открытых вопросов, предполагающих развёрнутые ответы. Третья часть – две задачи.
2. Рекомендации поступающим
По первой части письменного теста, включающей 10 закрытых вопросов с вариантами ответов, предусмотрен только один правильный ответ.

По второй части теста, предусматривающей 5 открытых вопросов, необходимо дать логичный, структурированный ответ с правильным использованием основных понятий, необходимых формулировок, классификаций, характеристик, схем, рисунков, формул (если это нужно).

При выполнении задания по третьей части теста, включающей две задачи, необходимо привести полное развернутое решение, последовательное изложение процесса решения задачи, поясняющего получившийся ответ. При решении задач допускается использование стандартных калькуляторов. Использование калькуляторов мобильных телефонов запрещается.

Ответы на вопросы письменного теста должны быть написаны разборчивым почерком, аккуратно оформлены.

После ответа на вопросы письменного теста необходимо внимательно прочитать написанные ответы, проверить наличие возможных ошибок.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Экономика фирмы» iconПрограмма междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика»
«Экономика», магистерской программы «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (080100. 68) включает основные дидактические единицы государственного...

Программа «Экономика фирмы» iconПрограмма курса «теории фирмы» Составитель: к э. н., доцент Сучкова...
Неоклассическая теория фирмы. Достоинства и недостатки неоклассической теории фирмы

Программа «Экономика фирмы» iconПрограмма дисциплины опд ф. 06. 06 Экономика фирмы
Задачи: познакомить с основными процессами и законами экономики; обеспечить высокий уровень подготовки, опирающийся на знания фундаментальных...

Программа «Экономика фирмы» iconПрограмма дисциплины Экономика фирмы  для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»...

Программа «Экономика фирмы» iconУчебной дисциплины «Экономика фирмы» для направлений 080100. 62 «Экономика»,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа «Экономика фирмы» iconАннотация образовательной программы магистратуры по направлению подготовки...
Концепция программы строится на идее подготовки к деятельности, требующей углубленных фундаментальных профессиональных подготовленных...

Программа «Экономика фирмы» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Контрольная работа по курсу «Экономика фирмы (экономика торговой организации)» выполняется студентами экономического факультета заочного...

Программа «Экономика фирмы» iconПрограмма подготовки управленческих кадров «Менеджмент в малом и среднем бизнесе» (9 месяцев)
Воспроизводственный цикл. Рыночные механизмы и основные контрагенты. Ценообразование в условиях рынка. Издержки фирмы, их минимизация...

Программа «Экономика фирмы» iconКонтрольные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Экономика фирмы»
Сущность, задачи и особенности внутрифирменного планирования в рыночных условиях. Система планов фирмы

Программа «Экономика фирмы» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную