Северо-кавказская академия государственной службы






Скачать 119.82 Kb.
НазваниеСеверо-кавказская академия государственной службы
Дата публикации17.01.2015
Размер119.82 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
ГОРБАЧЕВА А.А., АСПИРАНТ,

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ
Российская экономика на современном этапе переживает существенные изменения, демонстрируя довольно позитивные макроэкономические показатели. В последние годы ее стали относить к динамичной и успешно развивающейся по многим параметрам. Это и темпы роста ВВП, и увеличение реальных располагаемых доходов населения, и ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал. Социально-экономическое развитие Российской Федерации имеет достаточно устойчивый характер. Предпринимаются попытки создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и объема внутреннего рынка.

На сегодняшний день формирование условий для поддержания наметившегося экономического роста в РФ, происходящее на фоне усиления международной конкуренции, возможно только при параллельном проведении политики обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов. Приоритетом при реализации данной стратегии должна стать задача вхождения России в мировую экономику на правах экономически конкурентоспособного государства, развивающегося в ногу с мировыми технологическими, финансовыми, инновационными процессами. Работа в этом направлении потребует всестороннего анализа предпосылок и факторов, обуславливающих необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики, выявления конкурентных преимуществ страны, а также возможных вариантов реализации стратегии конкурентоспособности национальной экономики.

Среди предпосылок, обусловивших необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики, необходимо выделить следующие основные тенденции развития международных экономических отношений:

1. Современный этап развития мирового хозяйства и мирохозяйственный связей характеризуется высокой степенью открытости экономики. Высокая конкурентоспособность российских предприятий дает им возможность «захвата» своей ниши мирового рынка, и как следствие получение большей доли совокупного спроса на представленные товары/услуги. Большие доходы фирм дают разнообразные возможности для прогресса предприятия и решения всех целей.

2. Финансовое положение высококонкурентных национальных предприятий является основной бюджетной базой государства, что обеспечивает возможность решения социально – экономических задач в обществе и повышения качества жизни населения.

3. Конкурентоспособность национальной экономики, как совокупность конкурентоспособных предприятий и отраслей, гарантирует экономическую, политическую безопасность страны, снижает внешнюю зависимость и дает шанс в создании экономики возрастающего типа, т.е. экономики определяющей приоритеты будущего мирового рынка на основе его современных тенденций. Угроза экономической безопасности может проявиться и проявляется: «в резком усилении иностранных производителей на российском рынке; в ухудшении торгового и платежного балансов, «удорожании» обслуживании государственного внешнего долга; вынужденном сокращении государственной поддержки российским предприятиям и сельхозпроизводителям»1.

Таким образом, учитывая экспортно-сырьевую специализацию российской экономики, ключевым фактором экономического роста должно стать расширение внутреннего спроса. В силу слабой конкурентоспособности по качеству, продукция отечественных товаропроизводителей вытесняется с внутреннего рынка за счет увеличивающегося притока импортных товаров. В этих условиях задача повышения конкурентоспособности российской экономики означает для России не только борьбу за место на мировых рынках, но - в большей степени - необходимость усиления позиций отечественной продукции на внутреннем рынке за счет повышения ее качества и эффективности производства.

4. Как показывает мировая практика, высокий уровень конкурентоспособности обеспечивает эффективность использования национальных природных ресурсов. Мы не можем использовать свои национальные конкурентные преимущества только на специализации сырьевой направленности, ставя своей целью быть сырьевым придатком стран «золотого миллиарда», так как этот путь имеет естественные ограничения и зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых ресурсов.

5. Конкурентоспособность базируется на производстве наукоемкой продукции. Сегодня, развитые страны живут по законам новой экономики как нового технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и новые информационные технологии. Следовательно, развитие национальной конкурентоспособности – это и развитие новых, современных принципов взаимосвязи науки, техники, производства, что в конечном счете так не хватает современной национальной экономике.

6. Высокая конкурентоспособность предполагает наличие такой структуры экономики, которая должна обеспечивать постоянный экономический рост. На настоящий момент структура российской экономики носит на себе отпечаток «советской системы», связанной с наличием большей доли добывающих отраслей, высоким уровнем монополизации и неразвитостью отраслей с высокой добавленной стоимостью. Это положение может быть исправлено формированием такой структуры экономики, которая обеспечивает выход национальных предприятий на мировой рынок, что, в целом, устраняет ограничения экономического роста.

В настоящее время по конкурентоспособности Россия занимает в «мировой экономической табели о рангах»1 отнюдь не лидирующие позиции. Согласно рейтингу конкурентоспособности стран мира, ежегодно представляемом Всемирным Экономическим Форумом (WEF), Россия в 2006 году опустилась с 53-го места на 62-е2.

Составлением рейтингов международной конкурентоспособности стран занимаются ряд авторитетных международных организаций. Наиболее приемлемая система оценки конкурентоспособности впервые была разработана известной международной организацией – Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum, WEF) в 1986 году. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства готовится под эгидой Всемирного экономического форума Международным институтом менеджмента (Швейцария, г. Лозанна).

Оценка конкурентоспособности национальных экономик проводится по методике, разработанной Всемирным экономическим форумом, на основании показателей сводного индекса конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index). Сводный индекс конкурентоспособности выводится на основе агрегирования трех индексов, их также можно назвать главными факторами устойчивого конкурентоспособного экономического роста: технология, общественные институты и макроэкономическая среда.

Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируются 312 показателей, из них 73 показателя используются лишь как вводная информация о стране и в конечном рейтинге не отражаются. Остальные 239 критериев, которые находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в восемь агрегированных факторов.

Отметим, что объективность данных рейтингов конкурентоспособности ВЭФ не подлежит сомнению, так как составляются они на основе совокупности подтвержденных экономических данных, доступных в открытой печати, а также результатов "Опросов мнения руководящих работников", проводимых ВЭФ.

В анкете, составленной участниками Всемирного экономического форума, содержатся вопросы, касающиеся широкого круга факторов, которые влияют на деловой климат в стране и способствуют устойчивому экономическому росту. Выделим только некоторые показатели, по которым специалисты ВЭФ оценивают текущую конкурентоспособность стран: защита прав интеллектуальной собственности, условия для начала нового бизнеса, качество предпринимательского климата, нерегулярные дополнительные административные расходы, связанные с ведением бизнеса, правовая защита нового бизнеса, уровень открытости финансовой информации, государственная политика и управление, фаворитизм со стороны государственных служащих, независимость государственной экономической политики от частно-групповых интересов, защита прав собственности, трудовые ресурсы, уровень безработицы, качество оказания медицинских услуг, взаимоотношения руководства с персоналом, эффективность профсоюзов, масштабы теневого бизнеса, вера в неподкупность политиков и др. Очевидно, что при анализе данных показателей станет возможным выявление причин низкой конкурентоспособности российской экономики.

Анализируя вышеназванные показатели конкурентоспособности стран, сгруппируем их в условные категории (направления) следующим образом:

    • функционирование экономики;

    • состояние социально-трудовой сферы;

    • качество предпринимательского климата;

    • развитие информационных технологий;

    • эффективность государственного управления.

На сегодняшний день по каждому из данных направлений уже предприняты попытки реформирования. Однако в процессе реформирования из-за отсутствия научного обоснования допущен ряд ошибок, вследствие чего сложилась нерациональная социально-экономическая система.

Что касается функционирования экономики, то к числу наиболее очевидных проявлений аномальности нашего системного устройства относятся: глубочайший разрыв между производственной и финансовой сферами; значительное и устойчивое превышение процентной ставкой уровня эффективности применения капитала в производстве; принявшее характер эпидемии разграбление активов многих предприятий их управляющими и отдельными акционерами; недопустимо высокий уровень криминализации хозяйственной деятельности1. Для преодоления существующих проблем и в целях реализации более качественной модели экономического развития необходима проработка концептуальных, инструментальных и кадровых предпосылок. А в контексте решения проблемы повышения конкурентоспособности страны проявляется ряд вопросов, связанных с развитием субъектов Российской Федерации. Это, в первую очередь, отсутствие экономических стимулов самостоятельного развития регионов. Ряд исследователей полагает, что существенная децентрализация ресурсов и повышение самостоятельности регионов способны радикально изменить их отношение к вопросам налаживания экономического взаимодействия, позволит добиться конкуренции территорий, что потребует от региональных руководителей выбора конкретных перспективных направлений экономического развития2.

В социально-трудовой сфере также нерешенным остается ряд проблем: большинство людей недовольны своим социальным положением, уровнем реальных доходов, остро стоит вопрос расслоения общества, стимулируемый несовершенством налоговой политики. Наша заработная плата является низкой не вообще, а недопустимо низкой даже по отношению к низкой производительности труда3. Явной становится необходимость полного реформирования системы оплаты труда, налоговой реформы, работающей с каждым конкретным человеком в целях экономического развития. Реформирование системы образования, в том числе высшего образования, улучшение качества оказания медицинских услуг, социального обслуживания людей, культуры при сохранении национального многообразия обеспечит повышение конкурентоспособности человеческого капитала.

Фактор качества предпринимательского климата также представляется одним из основных составляющих функционирования рыночной экономики. В России уровень экономической результативности совокупности предприятий, фирм, иных хозяйственных структур еще значительно ниже того, что достигается в практике развитых стран4. Считается, что проблема поддержки бизнеса может быть разрешена после предоставления государством свобод предпринимательскому слою. Сегодня очевидно, что большие свободы для бизнеса – не панацея. Необходима реализация целого ряда мероприятий, важнейшими из которых являются эффективная антимонопольная политика, выравнивание условий конкуренции внутри страны; развитие малого предпринимательства; защита прав собственности; использование инноваций в хозяйственной деятельности. Названные направления представляются основными в контексте повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста Российской Федерации.

Конкурентоспособность государства на мировом уровне определяется также темпами развития науки, информационных технологий, эффективностью инновационных процессов. Инновационная политика государства – часть экономической, научно-технической, социальной, структурно-промышленной и воспроизводственной политики1. В научной отрасли в результате недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества остро проявляется отсутствие эффективности от научно-образовательной деятельности. Одной из фундаментальных причин провала либеральных реформ в России следует признать стратегическую недооценку реформаторами роли труда и, прежде всего, его интеллектуальной составляющей2. Решению проблемы конкурентоспособности в этой сфере могут способствовать инвестиции в новую технологию и человеческий капитал, а также неотъемлемая связь между наукой и реальным сектором.

Но никакую реформу нельзя воплотить в жизнь, если неэффективен механизм управления. Неудовлетворенность в обществе проводимой административной реформой вызвана тем, что она осуществляется при отсутствии единой стратегии реформирования государственного управления и в отрыве от общей стратегии перехода на новую модель экономического развития. В практике реформ не отслеживается влияние управленческих мероприятий на конечные результаты и качество социально-экономического развития3. Основная проблема для России - низкое качество государственных институтов. Следствие - неэффективность судебной системы, коррупция, налоговая политика, инфляция. Особого внимания требуют вопросы качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения научно обоснованных стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти. Система управления, как правило, вбирает в себя наиболее зрелую часть человеческого потенциала, которая, постепенно становясь все более консервативной, отстает в интеллектуальном развитии. Эта закономерность настоятельно требует организации непрерывного обучения этой части человеческих ресурсов, преимущественно взрослого населения1. Речь идет о конкурентоспособности непосредственно российской власти. Российская политическая элита должна стать значительно более эффективной, чем сегодня, чтобы решить стратегические задачи по обеспечению конкурентоспособности России в целом.

Необходимо также обратить внимание на причины низкой конкурентоспособности национальной экономики, имеющие сугубо исторический характер и связанные с особенностями развития России в советский и постсоветский периоды. Во-первых, отмечается фактор времени. Это неудачное для России совпадение системного структурного кризиса и одновременного стихийного вовлечения в процессы глобализации, которые именно с 90-х годов прошлого века стали реальностью мировой эконо­мики и политики. Россия оказалась совершенно не готова к быстрому включению в эти процессы на должном уровне.

Во-вторых, нельзя забывать о политических и геополитических ограничениях, которыми не были обременены большая часть стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе. Имеются в виду роль и обязательства России как крупной влиятельной и независимой державы, которые накладывали и накладывают определенные ограничения на степень от­крытости экономики.

В-третьих, советская экономи­ка была практически самодостаточной и закрытой. Перед ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался2.

Сегодня проблемам конкурентоспособности уделяется определенное внимание со стороны государства. Так, неоднократные выступления Президента страны, наличие направлений повышения конкурентоспособности в Программах и Концепциях социально – экономического развития, попытка придании вопросу конкурентоспособности статуса национальной идеи привело к тому, что в 2004 году впервые в России создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. Таким образом, актуальность вопроса обеспечения конкурентоспособности национальной экономики обозначена на самом высоком уровне и является одной из ключевых проблем социально-экономического развития России в контексте глобализационных и интеграционных процессов.

Однако, несмотря на достаточно явные попытки реализации стратегических направлений политики государства в области конкурентоспособности, пока идет лишь процесс создания базиса для дальнейшего ее развития.

В заключение хотелось бы отметить, что только комплексный и системный подход к задачам повышения конкурентоспособности нашей экономики, учитывающий научное обеспечение всех этапов ее реализации в долгосрочной перспективе может стать основой единой стратегии развития, удовлетворяющей как интересы страны, так и ее населения.

1 Мартынова М.А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможность и угрозы при вступлении в ВТО. – М.: Научная книга. – 2003. – С.6.


1 Степашин С. Конкурентоспособность России в условиях глобализации // Государственная служба. – 2005. - № 6. – С. 5.

2 Электронное средство информации. Интернет. Сайт Всемирного экономического форума. http://www.weforum.org.



1 Львов Д. О стратегии развития России// Экономист. - 2007. - № 2. – С. 4-10.

2 См., напр.: Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения// Российский экономический журнал. - 2006. - № 5-6. – С. 14-35.

3 Львов Д. О стратегии развития России// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 4-10.

4 Кушлин В. Стратегия развития и ее цели// Экономист. – 2006. - № 1. – С. 3-9.

1 Иванченко В. Проблема инновационного воспроизводства// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 21-28.

2 Львов Д. О стратегии развития России// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 4-10.

3 Симагина О. Вопросы качества экономического развития// Экономист. – 2007. - № 2. – С. 29-37.

1 Столяров Н. Стратегическое управление и контроль// Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 8. – С. 8-16.

2 Степашин С. Конкурентоспособность России в условиях глобализации // Государственная служба. – 2005. - № 6. – С. 7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Северо-кавказская академия государственной службы iconИ муниципальное управление северо-кавказская академия государственной службы
Прогнозирование и предупреждение межэтнических конфликтов как индикаторы эффективности государственной власти 33

Северо-кавказская академия государственной службы iconСеверо-кавказская академия государственной службы
Социально-экономическое развитие Российской Федерации имеет достаточно устойчивый характер. Предпринимаются попытки создания благоприятных...

Северо-кавказская академия государственной службы iconКавказская Академия Государственной Службы Маркетинговое исследование рынков Канады и Мексики
Аляска), на востоке омывается Атлантическим океаном, на западе Тихим океаном, на севере и на северо-востоке Северным Ледовитым океаном....

Северо-кавказская академия государственной службы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
...

Северо-кавказская академия государственной службы icon1. Общие положения
«Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» (далее Академия) создается Приемная комиссия аспирантуры,...

Северо-кавказская академия государственной службы iconРаспределение выпускников 2012-13 уч г
...

Северо-кавказская академия государственной службы iconО ежегодных целевых премиях башкирской академии государственной службы
Гбоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»

Северо-кавказская академия государственной службы iconГосударственный заказ как механизм эффективного воздействия на инновационное...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной...

Северо-кавказская академия государственной службы iconГосударственной службы при президенте российской федерации
Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Северо-кавказская академия государственной службы iconИнформационное письмо
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную