В афганистане






Скачать 437.1 Kb.
НазваниеВ афганистане
страница1/4
Дата публикации19.01.2015
Размер437.1 Kb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > Доклады > Доклад
  1   2   3   4
Институт демографии, миграции и регионального развития

Межрегиональное общественное движение «ДВИЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ»


ПУТЬ

К МИРУ И СОГЛАСИЮ

В АФГАНИСТАНЕ

определяется позицией, которую займёт Россия
Проектно-аналитический доклад





Москва

2008

Доклад «Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займёт Россия» подготовлен Институтом демографии, миграции и регионального развития совместно с межрегиональным общественным ДВИЖЕНИЕМ РАЗВИТИЯ. Задача доклада – представить тезисы для дискуссии в целях выработки новой политики России в отношении Афганистана.

В докладе использованы материалы бесед с российскими и афганскими экспертами, представляющими разные точки зрения на ситуацию в Афганистане, данные афганских, российских и зарубежных экспертов, материалы Афганского Центра региональных исследований (Regional Studies Center of Afghanistan), аналитические обзоры Центра изучения современного Афганистана, а также публикации российских и зарубежных неправительственных организаций и СМИ.


Авторы доклада:
Юрий Крупнов (руководитель проекта), Ильнур Батыршин, Андраник Дереникьян, Борис Крупнов, Серафим Мелентьев

© АНО Институт демографии, миграции и регионального развития, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Проблема Афганистана для России и мира 4
Позиции в российском обществе по поводу решения

«проблемы Афганистана» 6
Единый независимый Афганистан 10
Общеафганское примирение 11
Кто такие талибы 12
Фактор США и НАТО 13
Новый Средний Восток 20
Комплексный план развития Афганистана 25
Экспорт развития 28
Проекты развития Афганистана 29
Соседское сотрудничество во имя развития 32
Фактор ШОС 33
Российско-пуштунский диалог 34
Повестка для сотрудничества России и Афганистана

на высшем уровне 36
Заключение 37
Проблема Афганистана для России и мира
Продолжающаяся в Афганистане гражданская война и принципиальная неспособность или нежелание ряда иностранных государств и их военных контингентов принести мир и согласие народу Афганистана порождают фундаментальные вызовы, угрозы и агрессии против России и других стран, а именно:

– наркоугрозу и наркоагрессию, в результате которых подавляющее число российских наркозависимых потребляет сегодня афганские опиаты и героин, а общее количество зависящих от этих, самых опасных, наркотиков стабильно растёт; более того, в последние пять лет наблюдается резкий рост экспорта из Афганистана в Россию наркотиков каннабисной группы;

– угрозу усиления транснациональных преступных группировок в Средней Азии, тесно связанных с наркобизнесом и транспортировкой наркотиков из Афганистана в Россию через среднеазиатские страны;

– угрозу присутствия вооружённых сил США и НАТО в виде сети супербаз на территории Афганистана и соседних государств.

В целом, Афганистан из-за продолжающихся боевых действий и иностранного вмешательства в его внутренние дела является сегодня усиливающимся источником угроз и агрессий, которые напрямую и через государства Средней Азии воздействуют на Российскую Федерацию и повышают общую нестабильность, подрывающую потенциал и комплексную мощь России.

При этом у России сегодня отсутствуют отработанные методы и технологии нефиктивной защиты страны от указанных угроз и агрессий. Это связано с принципиальной новизной ситуации в Афганистане, когда заведомо неэффективными оказываются стандартные военные и экономические пути решения.

Анализ показывает, что единственным реалистичным способом ликвидации этих угроз и агрессий является интенсивное государственное строительство Афганистана и превращение этой страны в сильное независимое государство. Поэтому требуется выработка и применение принципиально новых подходов, которые были бы комплексными и дееспособными в гуманитарной, политико-антропологической и социально-экономической сферах, в конечном счёте, способствуя решению задачи построения сильного и процветающего афганского государства.

Необходимы новые подходы и методы развития, которые бы в совокупности позволили Афганистану обрести независимость, построить и укрепить свою государственность, осуществить интенсивный переход из состояния разрушенного социума и хозяйства, разрастающейся наркоэкономики, составляющей более половины ВВП страны, в состояние процветающего стабильного и консолидированного общества, обеспечивающего достойную жизнь для каждого без исключения народа и жителя Афганистана.

Позиции в российском обществе по поводу решения

«проблемы Афганистана»
Тема Афганистана является для России болезненной и трудной.

В российском обществе продолжает действовать «афганский синдром» – результат трагического участия советских войск в боевых действиях в Афганистане с декабря 1979 года по февраль 1989 года на стороне правительства Афганистана.

В годы резкого ослабления, а затем и развала СССР, этот десятилетний период получил преимущественно негативные, а нередко и оскорбительные оценки. В их основе лежал формирующийся российский национализм, сторонники которого уже в 1980-е годы стали считать границы РСФСР оптимальными для нового российского государства и рассматривать российское присутствие даже в Средней Азии, не говоря о «далёком» Афганистане, ненужным и вредным для российских «национальных интересов».


Российский национализм по-прежнему является ведущей идеологией основной части российских элит, своего рода доктринальным мейнстримом. Однако принципиальная неадекватность этой идеологии задачам сохранения исторического бытия России на сегодня очевидна.

Об этом однозначно свидетельствует не только сам развал СССР, ставший «крупнейшей геополитической катастрофой XX века» (В.В. Путин), но и кризис СНГ, нестабильность на Кавказе, наиболее ярко проявившаяся в конфликте в Южной Осетии в августе 2008 года, стремительное движение Грузии и Украины к вступлению в НАТО, превращение исторической России из сверхдержавы в одну из многих региональных держав.

Прямым следствием реализации доктрины российского национализма в течение последних двадцати лет является глубокая провинциализация жизни в современной России. В итоге, с одной стороны, страна оказалась встроенной в глобальные политические и экономические системы и болезненно зависима от них, что проявляется в воздействии глобального финансового кризиса и других негативных процессов, имеющих свои источники за рубежом, а, с другой стороны, только в последние несколько лет пытается принимать участие в управлении мировыми процессами.

Одним из ярких и наглядных проявлений такой провинциализации стало безразличие российских элит к проблемам географически «далёкого» Афганистана, который в последние десять лет с каждым годом, вопреки географии, опять становится всё «ближе» к Российской Федерации.

Решение проблемы Афганистана на наших глазах вырастает для российской политики в один из ключевых вопросов повестки дня.

С одной стороны, прошедшие семь лет показали, что расчёты на эффективность боннского процесса (реализацию решений Боннской конференции ООН по Афганистану, состоявшейся в декабре 2001 г.) и присутствия иностранных войск и Международных сил содействия безопасности (МССБ, ISAF) не оправдались. С другой стороны, не только у России, но и у других развитых стран и мирового сообщества в целом отсутствуют внятная стратегия и отработанные методы для быстрого восстановления и укрепления раздробленного и охваченного военными конфликтами государства, в котором процветают теневая экономика и наркобизнес, оказывающие дестабилизирующее влияние на ситуацию в обширном регионе.

Таким образом, проблема Афганистана является прямым вызовом для российской международной и социально-экономической политики, поскольку требует от нашей страны выработки эффективных мирополитических решений и ускоренно девальвирует политическую идеологию эгоистического «национального государства» вкупе с экономической идеологией «рынка», которые приняты и реализуются в Российской Федерации и новых странах СНГ с конца 80-х годов ХХ века.

В этой ситуации крайне важным является выявление и формулирование основных позиций и подходов российских элит и общества по отношению к Афганистану.

На сегодня очевидны три различные и несводимые позиции по поводу решения «проблемы Афганистана».

I позиция: Невмешательство

Эта позиция состоит в том, что афганская политика России должна заключаться в продолжающемся невмешательстве в ситуацию в Афганистане и ограничиваться отдельными акциями гуманитарной помощи и небольшими самоокупаемыми проектами символического значения. Соответственно, России следует и далее признавать необходимость дальнейшего присутствия иностранных войск США, НАТО и международной коалиции на территории Афганистана, поддерживать так называемую войну США и их союзников против терроризма (War on Terror).

II позиция: Realpolitik

Основное содержание этой позиции заключается в том, что Россия не в состоянии влиять на происходящее в Афганистане в целом. Более того, уровень этнического противостояния в Афганистане на сегодня таков, что сохранение единого Афганистана представляется практически невозможным. Поэтому необходимо ограничиться тесными отношениями с северными провинциями Афганистана и создавать на их территории буферную зону. В случае дальнейшего ослабления власти в Афганистане следует поддержать разделение Афганистана на два государства – северное и южное – по границам преимущественного проживания различных этнических сообществ.

III позиция: Создание единого независимого Афганистана с сильным государством

Представители данной позиции утверждают, что Россия жизненно заинтересована в сильном афганском государстве в его современных границах, с отложенным на неопределённое время решением о признании «линии Дюранда» государственной границей Афганистана. Только мощное единое афганское государство в состоянии ликвидировать наркоэкономику и терроризм и, тем самым, условия для существования транснациональных преступных групп, а также не допустить функционирования иностранных военных баз на своей территории. Только единый и независимый Афганистан сможет обеспечить мир как внутри себя, так и для своих соседей.

Как сформулировал один из экспертов, Афганистан – это сердце Среднего Востока. Если разорвать сердце на две части, погибнет весь организм.


Единый независимый Афганистан
Указанные выше три позиции серьёзно раскалывают российское политическое и экспертное сообщество, не позволяя России целенаправленно вырабатывать и проводить единую афганскую политику, сводя её на уровень частных реакций и отдельных разрозненных, а нередко и неадекватных мер.

Анализ показывает, что единственно возможным для России подходом является направленность на создание единого, независимого и сильного государства Афганистан. Только это в состоянии решить афганскую проблему и восстановить Россию как мировую державу, т.е. государственность, способную решать мировые проблемы, организуя совместное развитие, со-развитие России и других стран, участвующих в решении мировых проблем.

Модная сегодня стратегия невмешательства России в афганские дела ведёт к фактическому поощрению США и НАТО на организацию военного плацдарма в самом сердце Азии. При этом присутствие иностранных войск в Афганистане под командованием США и НАТО, как однозначно свидетельствует опыт прошедших семи лет, принципиально не способно принести мир в регион. Цель этого присутствия прямо обратная – поддержание и наращивание постоянной нестабильности, провоцирование регулярных боевых действий для оправдания нахождения и увеличения числа своих баз в регионе.

Курс на отделение северных провинций не только не решит афганскую проблему, но запустит распад существующих национальных государств Среднего Востока, привнесёт новые гигантские противоречия и соблазны в среднеазиатские постсоветские государства. Отделение северных провинций приведёт к дестабилизации обстановки в них, ослаблению местной власти и правоохранительных органов и, как следствие, усилению транстаджикских и трансузбекских криминальных сетей и увеличению наркопотока через эти территории. Вместо создания «буферной зоны», которая, по мнению сторонников второй позиции, отгородит Среднюю Азию от нестабильного юга Афганистана, произойдёт прямо противоположное – при активном вмешательстве внешних сил на севере начнутся беспорядки и локальные конфликты, и, тем самым, очаг нестабильности придвинется ещё ближе к границам Средней Азии и России.

Поэтому доктринальной позицией России должна стать линия на создание единого независимого Афганистана, а две другие представленные позиции, с учётом существующих реалий, представляются ошибочными.

Общеафганское примирение
Создание единого, независимого и сильного государства Афганистан требует межэтнического, межплеменного и межтерриториального мира и согласия в афганском обществе.

Это невозможно без включения всех народов и политических сил, в том числе находящихся ныне в оппозиции, в переговорный процесс по поводу будущего Афганистана и всего Среднего Востока.

Провал решений Боннской конференции 2001 года и абсолютная неэффективность иностранного присутствия в Афганистане с октября 2001 года по настоящее время однозначно указывают на необходимость проведения под эгидой ООН новой международной конференции «Мир и процветание в Афганистане» – International Conference for Afghanistan’s Peace and Prosperity. Эта конференция должна быть организована с учётом ошибок формата и созыва Боннской конференции, а её главной задачей должно стать обсуждение мер, необходимых для обеспечения мира в Афганистане и его дальнейшего мирного развития.

Такую конференцию целесообразно проводить в самом Афганистане, скорее всего, в Кабуле и пригласить для участия в ней представителей всех без исключения народов, племён и провинций, а также всех действующих политических сил, готовых вести конструктивный диалог.

Такую конференцию целесообразно проводить в самом Афганистане, например, в Кабуле. Для участия в ней необходимо пригласить представителей всех без исключения народов, племён и провинций страны, а также представителей всех действующих политических сил, включая оппозицию, готовых к конструктивному диалогу.

Со стороны Афганистана в конференции должны принять участие:

– представители афганского правительства,

– представители вооружённой оппозиции,

– представители институтов гражданского общества,

– представители академических учреждений,

– лица, имеющие общенациональный и международный авторитет.

Со стороны международного сообщества в конференции необходимо участие:

– делегации ООН,

– делегации Шанхайской организации сотрудничества,

– делегации СНГ – ОДКБ,

– делегации Организации Исламская Конференция,

– делегации Движения неприсоединения,

– делегаций соседей Афганистана,

– делегаций тех стран региона, которые играют значительную роль в делах Афганистана, в том числе делегации Российской Федерации,

– делегации ЕС,

– делегации НАТО.

Участники конференции должны принять план восстановления мира в Афганистане и последующего развития страны, решить, какой должна быть структура политической системы Афганистана, а также определить конкретные сроки, условия и цели присутствия иностранных военных сил в стране. На конференции было бы целесообразно также принять Комплексный план развития Афганистана, который должен быть предварительно подготовлен Россией и другими заинтересованными государствами.

Одновременно должна быть созвана Лойя Джирга для обсуждения принимаемых на конференции решений, внесения в них необходимых корректив и последующего одобрения.

Россия, как страна, чьи войска не принимали участия в продолжающейся семилетней войне в Афганистане, может выступить независимым арбитром между противоборствующими сторонами.

Представляется также целесообразным инициирование Россией проведения конференции «Мир и процветание в Афганистане» и внесение этого предложения в ООН.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В афганистане iconО некоторых особенностях общественно-политической и социально-экономической...
...

В афганистане iconПолитика США в афганистане: военно-политический аспект (2001-2009 гг.)
Охватывает современные нам события. В этой связи в научном обороте имеется небольшое количество работ по данной теме. Кроме того,...

В афганистане icon@заголовок =Антитеррористическая коалиция в Афганистане: проблемы и перспективы, часть-3
Заголовок =Антитеррористическая коалиция в Афганистане: проблемы и перспективы, часть-3

В афганистане iconАфганистан
На Совете безопасности ООН обсудили ситуацию в Афганистане (25. 06. 2014, Бишкек, Kant kg)

В афганистане iconВиктора Иванова "Глобальный спрут"
Оон должна квалифицировать наркопроизводство в Афганистане как угрозу миру и международной безопасности

В афганистане iconСахарова Президиуму Верховного Совета ссср, Председателю Президиума...
Открытое письмо А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета ссср, Председателю Президиума Верховного Совета СССР л. И. Брежневу о...

В афганистане iconЛитература
Советских войск из Афганистана. Это День памяти о солдатах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества в далёком Афганистане....

В афганистане iconПлан Переворот 1978 г и начало гражданской войны. Ввод советских войск в Афганистан
Тема Гражданская война в Афганистане и проблема возрождения афганского государства в начале XXI в

В афганистане iconСтатья Альфреда Маккоя (Alfred McCoy) по Афганистану
Выступление в сми видных политических деятелей в декабре 2010 года, а также директора фскн россии о наркоситуации в Афганистане и...

В афганистане iconНепрошедшее время афганская война
Мы учащиеся 9 «Б» класса маоу сош №7- юлия Слащева, Евгения Бегинина и Марк Высоцкий представляем наш проект, который посвящен воинам-афганцам...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную