Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности,






НазваниеДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности,
страница1/10
Дата публикации07.06.2015
Размер1.83 Mb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > Доклады > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
О состоянии гражданского общества

в Волгоградской области

и

деятельности Общественной палаты

Волгоградской области по

активизации, модернизации и консолидации гражданского общества и государства

в регионе

в 2012 году
Волгоград,

2012 г.

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в СМИ, отчетов председателей профильных Комиссий, аналитических записок, подготовленных их помощниками и экспертами в соответствии с законом Волгоградской области «Об общественной палате Волгоградской области».

Текст доклада обсужден и утвержден Советом Общественной палаты Волгоградской области IV созыва (протокол № 17 от 25 декабря 2012 г.).

Ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества в субъекте Российской Федерации Волгоградской области подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

В Докладе рассмотрено развитие основных региональных институтов гражданского общества: НКО, ТОС, ТСЖ и иных общественных объединений, реагирование на них органов государственного и местного самоуправления, средств массовой информации, а также:

- раскрыты актуальные и перспективные форматы диалога и региональные проблемы взаимодействия гражданского общества с государством. Важным элементом такого взаимодействия выступает политическая конкуренция как основа равноправного партнерства государства и общества. Возрастает значение площадок содержательного диалога – общественных палат и общественных советов:

- показаны основные формы гражданской активности, новые гражданские инициативы в связи с актуальной общественно-политической повесткой 2012 г. в стране и регионе:

- отражена работа Общественной палаты Волгоградской области III и IV составов в 2012 г., направленная на консолидацию, активизацию и модернизацию гражданских отношений и институтов в регионе.

В Совете ОП ВО IV над представленным Докладом работали:

Иншаков Олег Васильевич – председатель,

Никитин Иван Ильич - заместитель председателя,

Егин Анатолий Иванович - исполнительный секретарь.
Председатели Комиссий:

Бельский Сергей Михайлович,

Болотов Николай Александрович,

Будченко Лилия Ивановна,

Землянский Денис Андреевич,

Капустин Олег Семенович,

Маликов Евгений Юрьевич,

Никитин Иван Ильич,

Староватых Юрий Федорович,

Шерстюк Александр Григорьевич.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Новые тенденции в развитии гражданского общества на региональном уровне в 2012 г. в Волгоградской области……………….5

  2. Деятельность Общественной палаты Волгоградской области

IV созыва по развитию гражданского общества в регионе....................40

  1. Состав Общественной палаты Волгоградской области ..……………..40

  2. Работа Комиссий…………………………………………………………51

    1. Комиссия по развитию науки, образования, молодежной политике

и патриотическому воспитанию………………………………..........51

    1. Комиссия по культуре, искусству и информационной

политики………………………………………………………………58

    1. Комиссия по развитию АПК, земельным отношениям и

природопользованию………………………………………………...64

    1. Комиссия по поддержке НКО и гражданских

инициатив……………………………………………………………..65

    1. Комиссия по ЖКХ, благоустройству и охране окружающей

среды…………………………………………………………………..70

    1. Комиссия по соблюдению законности и защите прав

граждан……..........................................................................................73

    1. Комиссия по экономической и градостроительной

политике……………………………………………………………….77

2.8. Комиссия по социальной политике, социальному обеспечению и

здравоохранению населения…………………………………….........94

2.9. Комиссия по местному самоуправлению и территориальным

общественным объединениям граждан………………………..…….99

  1. О взаимодействии Общественной палаты с Русской православной

церковью ………………………………………………………………..101

4. Работа с общественной наблюдательной комиссией ………………..111

5. Общественная палата в зеркале СМИ…………………………………119

III. Приложения.................................................................................................123

Приложение 1. Биографический справочник членов Общественной палаты Волгоградской области IV созыва..............……………………………………...124

Приложение 2. Рекомендации, решения и обращения Общественной палаты Волгоградской области ………………………………………………………...141

Приложение 3. Экспертные заключения……………………………………….152
I. Новые тенденции в развитии гражданского общества на региональном уровне в 2012 г. в Волгоградской области
Формирование новых тенденций в развитии гражданского общества в Волгоградской области начались с декабрьских митингов 2011 года, а 2012-й стал годом переформатирования руководства и всей системы органов исполнительной власти, а также общественной и политической повестки дня.

Перенос политических протестных митингов из столицы России в регион не был масштабным, хотя они показали накопленный потенциал гражданской активности, насущность перемен в общественно-политическом устройстве страны. В течение года проявилась не только возможность массового протеста, но и его слабости – отсутствие позитивной повестки дня, разобщенность и несоединимость различных идейно-политических ориентаций «рассерженных горожан», невозможность с помощью митингов находить решение насущных вопросов общественно-политического развития страны. И все же протестные действия выполняли, безусловно, позитивную роль, «подтолкнув» власть к более активному и более ответственному диалогу с гражданским обществом.

Первый значимый фактор – повышение роли экономической составляющей в оценке эффективности деятельности представителей государства, его агентов и институтов. Людям надоело слушать пустые декларации и десятилетиями ждать решения насущных проблем развития инфраструктуры и окружающей среды, систем жизнеобеспечения и образования, благоприятной среды для инвестиций и развития предпринимательства. В Волгоградской области это привело к групповой протестной консолидации населения, стало питательной основой для неверия в будущие позитивные перемены и констатации несостоятельности многих представителей, как федеральных, так региональных и местных властей, что привело к смене высшего руководства субъектом Федерации.

Значимые изменения в поведении активных слоев и групп гражданского общества показали, что в региональном сообществе формируются массовые слои, ориентированные на рациональные модели социального действия, групповой и индивидуальный выбор ценностей, по которым они строят свои жизненные стратегии. В рамках этого процесса в различных группах сообщества идет интеграция жизненных стратегий бизнесменов, интеллигенции, служащих, работников бюджетной сферы и предприятий рыночной экономики – согласование ценностей и интересов внутри групп, и, напротив, конфликт ценностей и интересов между группами.

Другой значимый фактор – повышение роли морально-этической и патриотической составляющей в оценке деятельности представителей государства, его агентов и институтов. Этические оценки и коррупционные подозрения уже привели к отставке многих руководителей Администрации Волгоградской области, к отторжению «сверху» и «снизу» местных лидеров политики и предпринимательства от участия в органах государственной власти. Наблюдалось достаточно упорное неприятие приехавших из других субъектов Федерации претендентов на губернаторскую и правительственную власть. Это долгое время оставалось актуальным по отношению к новым представителям администрации Губернатора и вновь созданного Правительства региона.

Вместе с тем у прогрессивной части населения наблюдался рост позитивных ожиданий от смены политического и административного руководства в Волгоградской области, которые пока сохраняются. Для оправдания надежд необходима последовательная устойчивая цепь позитивных решений, экономических и социальных побед, что потребует немало времени, учитывая уровень «запущенности» нерешенных проблем и дефицит областного бюджета. Этический компонент иногда прорывается в декларациях власти, но в принятии политических решений этот подход, значимый для гражданского общества, не стал систематически действующим механизмом.

В Волгоградской области идет сложный процесс, который в значительной мере влияет на характер тенденций в гражданском сообществе. Результат этих процессов будет во многом определять формирование новой социальной структуры. Альтернативы переходных процессов в регионе либо рост противоречий между активизирующимися слоями и группами, с одной стороны, и косными социальными институтами, неадекватными представлениям и требованиям активных слоев, либо интеграция активных групп в более эффективную административную и социальную среду.

Все большее влияние на состояние гражданского общества региона оказывают факторы политико-экономического характера, меняющие диспозицию в рамках гражданского общества. Эти факторы – результат длительных застойных изменений в структуре региональной экономики, которые, в свою очередь, определяют модели действий субъектов экономической жизни и, вместе с ними, действий многих граждан.

За последние годы в Волгоградской области несущественно вырос рыночный сектор, но укрепилась прослойка граждан, принимающих решения под влиянием рыночных факторов, а не под воздействием административного ресурса. Судьбу субъектов экономической жизни все больше определяет эффективный менеджмент, реализующий конкурентные преимущества, а не уровень связей в бюрократическом аппарате. Хотя, по-прежнему, эти связи имеют большое, а во многих секторах, решающее значение.

В результате этих процессов снижается спрос на услуги коррумпированной бюрократии, и растет спрос на легальное эффективное управление. Требуется перестройка государственных структур для обеспечения его равного отношения ко всем субъектам рынка. Это означает, что впервые в регионе формируется платежеспособный запрос населения на демократический порядок – запрос со стороны активных групп, связанный не только с их ценностями, но и с их кровным интересом налогоплательщиков.

Одновременно в 2012 г. происходили процессы размежевания внутри самого государственного аппарата. Медленно росло число руководителей и исполнителей, действующих квалифицированно и ответственно. Как и в России в целом, изменилась диспозиция и в рядах коррумпированной части чиновничества. Одна его часть продолжает реализовать прежние модели отношений, основанных на взаимовыгодном участии теневых сделок с бизнесом. Вторая заняла позицию навязывания своих «услуг» – по существу, позицию вымогателей. Сокращение спроса на коррупционные услуги и возросшие риски разоблачения «вымогатели» компенсируют ростом ставок.

Это приводит к тому, что бизнес начинает вступать в противоборство с чиновничьим аппаратом. Часть государственного аппарата региона, напротив, движется в сторону определенного альянса с бизнесом, диалога на предмет реформирования инвестиционной и институциональной среды. Примером такого альянса является совместная работа бизнеса и государства в рамках инвестиционных инициатив, связанных с перспективными масштабными проектами участия региона в мероприятиях мирового масштаба. В результате противоречивых процессов складывается новая конфигурация противников и сторонников демократического порядка, который является ценностным ориентиром как для граждан, утверждающих ценности либерализма и демократии, так и для социальных групп, ориентированных на стабильность и демократию.

Перспектива социального взрыва в регионе, актуализированная в ряде экспертных заявлений и прогнозов, маловероятна. Группы, объединенные на основе общности ценностей, которые впервые вышли на массовые акции протеста, пронизаны недоверием к коллективной активности, сомневаются в продуктивности коллективных действий. Растущий приоритет собственных интересов, зачастую расходящихся с декларируемыми ценностями, снижает их активность. Наблюдается низкое влияние идеологий, необходимых для прочной политической мобилизации и стабилизации. Если раньше Волгоград и область были высоко идеологизированы, то сегодня значение идеологии резко снижается и, соответственно, ослабляется возможность мобилизации как за действующую власть, так и против нее.

Представители элиты и группы, для которых важны не столько ценности, сколько их интересы, мало сплочены, практически парализованы своими устоявшимися статусами и связями с государством и не готовы рисковать этими отношениями. Противоречивость интересов сильных представителей регионального сообщества «работает» на застой и консервацию старого порядка. Новые проекты модернизации сфер и отраслей поддерживаются слабо, оцениваются многими компетентными представителями сообщества как нерадикальные и неэффективные.

В отчетном периоде наблюдалось торможение административной реформы. Имело место размывание и ослабление отношений между государством и гражданским обществом путем создания параллельных Общественной палате структур и введением в Общественные советы депутатов и чиновников из исполнительных органов власти. Это вызвало необходимость уточнения регламентных отношений в устройстве институтов гражданского общества и их взаимодействия с органами власти. При этом опасения относительно устойчивости государственного порядка существенно снижают симпатии гражданского общества к критикам, которые только декларируют необходимость радикальных изменений существующего и складывающегося порядка. Усилились ориентации на эволюционные преобразования институтов власти и общества, возрос запрос на проведение административных и экономических реформ, адекватных интересам активных граждан, возросла поддержка демократизации общественного порядка. В сложившихся общественных условиях вполне реальной остается перспектива дестабилизации социальной обстановки.

Во-первых, растущая активность консолидированных по интересам региональных групп не получает желаемой символической и реальной поддержки власти, наталкивается на блокаду активности со стороны административного ресурса. Усилились тенденции цензуры, пренебрежения и игнорирования возможностей продуктивного диалога с представителями гражданского общества. Обоснованные, активные и прогрессивные в целом попытки вовлечь передовые слои населения в проектное взаимодействие с властью не стали систематическими и пока не получили должного развития. При таком сценарии активность заталкивается в неверие, пассивный протест, в оппортунистическое поведение и апатию. В результате органы власти теряют как рационального и заинтересованного критика ее недостатков, так и активного участника модернизации, назревших административных, экономических реформ, модернизации здравоохранения и образования.

Во-вторых, в связи с отстраненностью, самоуверенностью и закрытостью власти в регионе сохраняется слабость конструктивного диалога между властью и обществом, нереальность эффективного общественного контроля и антикоррупционного давления. Роль и значение институтов гражданского общества все еще слабы для придания процессам демократических институциональных преобразований устойчивости и необратимости. Это снижает мотивацию политических элит на проведение реальных реформ, усиливает разрыв между растущим общественным спросом на эффективность демократического порядка и ее предложением со стороны государства. Поэтому велика вероятность положения, когда плохие институты вытеснят хорошие, а ухудшающаяся социальная среда может усилить эрозию в обществе, а это, в свою очередь, ускорит его деградацию.

Гражданскому сообществу региона необходимы шаги навстречу со стороны государства. Главным недостатком в деятельности государственных органов власти в регионе граждане называли «недостаток заботы», под которым понимаются не столько меры патерналистского и развлекательного характера, сколько разъяснение экономических и политических намерений и реальность для их решения принимаемых мер. При оценке уровня открытости деятельности государства некорректно оценивается запрос общества на такую открытость. Речь идет не просто о предоставлении разносторонней информации, но, в первую очередь, о разъяснении намерений и обсуждении альтернатив при принятии решений. Положительную роль в преодолении такого мнения сыграло открытое обсуждение проекта модернизации Набережной им. 62 армии города-героя Волгограда. Такой уровень открытости повысил доверие к деятельности власти, стимулировал интересы активных групп, формировал тенденции интеграции этих групп в систему государственных и общественных институтов. Такой подход повышал шансы на формирование рациональных и ответственных участников диалога граждан с властью. Это также создает предпосылки для общественного давления, стимулирующего власти к формированию более эффективных институтов, с одной стороны, и сужающего возможности административного противостояния, с другой. Одновременно, что крайне важно, такая открытость убеждает субъектов экономической, политической, социальной активности в возможности позитивных перемен в регионе и тем самым дополнительно стимулирует их активность.

Еще одним трендом 2012 г. в Волгоградской области стало заметное снижение националистических и антииммигрантских настроений. Создание реального «Дома Дружбы» и одноименного журнала для всех народов региона, ежегодное проведение общего празднования в День единства и согласия, оказание помощи другим национально-государственным образованиям в России, открытие бесплатных курсов государственного русского языка для мигрантов и пр., – дало достаточно значимый положительный эффект. Регион в этом отношении уникален в России, где эти настроения в большей или меньшей степени имеют распространение, как и во множестве стран Европы и Северной Америки. Однако для многонациональной и многоконфессиональной Волгоградской области, имеющей значительный казачий культурно-этнический компонент, рост ксенофобских настроений чреват нарастанием сложных и затяжных межнациональных и религиозных конфликтов, опасных для региона. Миграционная политика, занятость и трудовые отношения, культурно-образовательные механизмы адаптации и взаимодействия сплетаются в сложнейший клубок вопросов и проблем, без решения которых невозможно дальнейшее развитие российской гражданской нации. Ответственность за их решение нельзя возлагать только на государство. Способность искать и находить эти решения – испытание на зрелость для гражданского общества Волгоградской области.

Наконец, сегодня важны перемены в общественной атмосфере; необходимо убедить общество, что позитивные перемены возможны. Это особенно актуально в условиях, когда в региональном сообществе, по-прежнему, широко распространено убеждение в невозможности кардинальных позитивных изменений в ближайшем будущем.

Современное состояние регионального сообщества можно измерить с помощью показателя «актуальной нормы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconДоклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского...
Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского общества в Алтайском крае подготовлен в соответствии...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconОбласти за 2012 год Оренбург 2012 г
Постановление «Об утверждении ежегодного доклада Общественной палаты Оренбургской области «О состоянии гражданского общества в Оренбургской...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconДоклад общественной палаты Владимирской области «О состоянии гражданского...
Некоторые особенности становления гражданского общества во владимирской области и роль общественных объединений в его формировании...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconОтчет комитета промышленности и торговли Волгоградской области перед...
Во исполнение постановления Главы Администрации Волгоградской области от 06 декабря 2011 г. №1313 «О проведении ежегодных отчетов...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconВолгоградской области отчет отдела базовых отраслей промышленности
Отчет о результатах деятельности металлургической отрасли Волгоградской области за 2013 год и основных направлениях развития подготовлен...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconПриказ от 27 сентября 2012 г. N 288 о проведении конкурса по отбору...
Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 28 августа 2012 г. N 303-п, приказываю

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconВнешнеэкономическая деятельность Волгоградской области в 2014 году
Экономика Волгоградской области развивается достаточно стабильно, о чем говорит положительная динамика внешнеторговой деятельности...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconОб использовании автоматизированной информационной системы "государственный...
Волгоградской области на период до 2012 года" и от 14 марта 2011 г. N 107-п "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconАдминистрации волгоградской области постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 29 июля 2005 г. N 762 "о совете при Губернаторе Волгоградской области по науке, технологиям...

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, iconДоклад о наркоситуации на территории Волгоградской области по итогам 2011 года
Утвержден протоколом №2 заседания антинаркотической комиссии Волгоградской области от 23. 03. 2012 года






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную