Правительство ульяновской области распоряжение






Скачать 345.02 Kb.
НазваниеПравительство ульяновской области распоряжение
страница1/3
Дата публикации12.06.2015
Размер345.02 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3



проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении Концепции областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах»

В целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечения безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении в Ульяновской области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017годах».

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах» Департамент ветеринарии Ульяновской области.

3. Определить разработчиком областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах» Департамент ветеринарии Ульяновской области.

4. Департаменту ветеринарии Ульяновской области в срок до 1 июня 2012 года разработать проект областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах».

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области А.И.Якунина.


Губернатор – Председатель

Правительства области С.И.Морозов

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Ульяновской области

Концепция областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах»
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах» приоритетам развития Ульяновской области, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года

Ветеринарная медицина обеспечивает благополучие населения посредством защиты здоровья животных, получения безопасной и качественной продукции животноводства и продовольственного сырья животного происхождения в необходимом количестве.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность Российской Федерации.

Одним из основных направлений государственной экономической политики является обеспечение безопасности пищевых продуктов. Для этого необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области продукции животного происхождения и продовольственного сырья, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании. Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

В настоящее время происходит интенсивное перемещение людей, животных, сырья, продуктов животного и растительного происхождения между отдельными регионами, внутри страны и между разными странами и континентами, имеющими различную эпидемиологическую и эпизоотическую ситуацию. В связи с этим задачи государственной ветеринарной службы многократно усложнились: требуется оперативная, быстрая оценка качества и безопасности сырья, продуктов животного происхождения и здоровья животных. В системе охраны здоровья населения решающее значение имеет полноценное питание. Поэтому обеспечение потребностей населения высококачественными и экологически чистыми продуктами животного происхождения является острой проблемой.

Правила и принципы Всемирной организации здоровья животных (далее – ВОЗЖ) определяют важнейшую задачу мирового значения – борьба с инфекционными болезнями животных. В соответствии с требованиями ВОЗЖ государствам необходимо организовать проведение мероприятий по поддержанию статуса свободных от заболеваний списка А животных. Эта категория болезней, получивших название конвенционных или особо опасных, и согласно современному определению ВОЗЖ означает «заразные (трансмиссибильные) болезни, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению безотносительно к государственным границам, сопровождаются серьёзными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения, имеют важное значение в международной торговле животными и продуктами животноводства».

Рост поголовья животных в мире порождает новые опасные эпидемии, которые распространяются повсеместно и создают серьёзные проблемы. Все эпидемии последних лет – атипичная пневмония, птичий и свиной разновидности гриппа нанесли среди прочего и экономический ущерб на миллиарды долларов. Более 75% появившихся инфекционных заболеваний имеют «животное» происхождение. Иными словами, они вначале возникли среди животных, из которых 61% заболеваний передаются человеку. По мнению учёных новые инфекционные заболевания возникают каждые четыре месяца. Сдержать их распространение можно только, усилив ветеринарный контроль.

Вопросы ветеринарии определены Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии». Решение основных задач в области ветеринарии возложено на государственную ветеринарную службу Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации в систему государственной ветеринарной службы входят уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. В Ульяновской области полномочия в сфере ветеринарии осуществляет Департамент ветеринарии Ульяновской области и двадцать два подведомственных ему областных государственных учреждения ветеринарии.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Концепция областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах» (далее – Программа) подготовлена с целью разработки и осуществления системы мер по реализации основных задач в деятельности государственной ветеринарной службы Ульяновской области.

Состояние и развитие ветеринарной службы региона имеет свои характерные и нетипичные особенности, связанные с географическим положением, природно-климатическими, экономическими и социальными факторами.

Особенность географического расположения Ульяновской области и Приволжского федерального округа заключается в протяжённости административных образований по природно-естественной границе Европы и Азии – русле реки Волги, что обеспечивает геолого-ландшафтный барьер на пути движения инфекционных заболеваний из Средней и Центральной Азии, Китая, Афганистана, Ирана на европейскую часть России и Европу. Поэтому, важным условием является создание заслона по распространению и дальнейшему продвижению инфекций в глубь Европейской части России. Ситуация для Средневолжского региона усугубляется и тем, что через него (Самара, Ульяновск, Казань) проходят главные железнодорожные и автомобильные магистрали в Россию и Европу из юга Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Создание международного аэропорта Ульяновск – Восточный с грузовым терминалом, появление нового автомобильного моста через Волгу в Ульяновске влечёт за собой возросшие транспортные потоки, в том числе транспортировку продуктов питания, пищевого сырья из Китая, стран Юго-Восточной и Средней Азии, что может способствовать занесению нетипичных для данного региона инфекций. Часть из них относится к природно-очаговым инфекциям (далее - ПОИ), заболеваемость которыми у населения неуклонно растёт. Для большинства ПОИ характерно преимущественное распространение в зонах умеренного климата, обладающего благоприятными для них природными условиями. К таким регионам относится Поволжье, где разнообразие ландшафтов, погодно-климатические факторы способствуют поддержанию в природе инфекций, проникших в наш регион. Немалую роль в появлении и распространении инфекций играют и следующие причины: изменения климата, сезонные перелёты крупных стай птиц над созданными каскадами огромных Волжских водохранилищ для ГЭС, миграция диких животных (грызунов, мелких хищников), интенсивный межрегиональный обмен пищевым сырьём и продуктами, появление, после распада СССР, новых ранее неизвестных торговых партнёров, продукция которых содержит неизученные микроорганизмы, крупная миграция населения из Азии и Закавказья в южный и средний Поволжские регионы. Антропогенные факторы (человеческая деятельность) вызывают мутации микроорганизмов, как следствие, меняются их фенотипические свойства, изменения закрепляются на уровне генома. Всё это приводит к адаптации и выживанию в нашем климате, в существующем биоценозе инфекционных агентов ранее не существующих или не представляющих угрозу для людей. Из-за изменения свойств микроорганизмов они трудно распознаются как из-за недостаточного опыта у медицинских и ветеринарных работников, так и вследствие отсутствия соответствующих диагностических препаратов. Кроме того, появились мигранты без соответствующих медицинских документов. Все они являются возможными носителями малоизученных или неизученных инфекций.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.03.2011 № 62 «Об утверждении перечня заразных и иных болезней животных» (далее – Приказ № 62) утверждён перечень из 107 наименований заразных и иных болезней животных, который заменил действующий до принятия данного нормативного документа перечень из 42 наименований карантинных и особо опасных болезней животных.

На территории Ульяновской области за последнее десятилетие регистрировались такие заразные заболевания животных как бешенство, сибирская язва, туберкулёз, лейкоз крупного рогатого скота, эмкар, сальмонеллёз, колибактериоз, хламидиоз и другие. Возникновение и распространение этих заболеваний имеют серьезные последствия для экономики и здравоохранения Ульяновской области и вызывают сильную тревогу и опасения.

За 2010 год в Российской Федерации было зарегистрировано 75 неблагополучных пунктов по африканской чуме свиней, а за 1 квартал 2011 года - 18 неблагополучных пунктов. В результате проведённых мероприятий по ликвидации данного заболевания в пяти регионах Российской Федерации уничтожено свыше 200 тысяч свинопоголовья. В целях недопущения африканской чумы свиней специалистами государственной ветеринарной службы Ульяновской области ежедекадно проводится клинический осмотр животных с дальнейшим выявлением причин заболевания и падежа. С целью проведения мониторинговых исследований проводится плановое обследование свиноводческих хозяйств на африканскую чуму свиней. В 2010 году были исследованы 460 проб методом полимеразно-цепной реакции и иммуноферментного анализа, что позволило подтвердить благополучие региона по данному заболеванию. Кроме того, государственной ветеринарной службой Ульяновской области проводятся лабораторные исследования диких животных (кабанов) на наличие вируса африканской чумы свиней.

Анализ динамики развития ситуации показывает, что территория России стабильно неблагополучна по бешенству, обусловленной природно - очаговой эндемичностью. Основной «вклад» в распространение бешенства вносят дикие животные. За 2010 год в Российской Федерации зарегистрировано 3923 вспышки заболевания, в результате которых заболело и пало 4437 голов животных. Большую часть заболевших животных составляют дикие животные (52%), а остальная часть приходится на домашних плотоядных (31%) и сельскохозяйственных (17%) животных. За 2010 год в регионе зарегистрировано 35 случаев бешенства, а за первый квартал 2011 года – уже 15 случаев. Таким образом, сохраняется вероятность покуса людей животными, инфицированными вирусом бешенства. Сложившаяся обстановка требует принятия неотложных мер по профилактике и ликвидации заболевания животных бешенством. Затраты на проведение организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных и специальных мероприятий (диагностика, иммунизация) в десятки раз меньше по сравнению с ущербом, причиняемым бешенством.

Учитывая особую опасность заболевания для человека и животных, немалая роль отводится профилактике туберкулеза. За 2010 год подвергнуто исследованиям на туберкулёз аллергическим методом 250,1 тыс. голов крупного рогатого скота и 2,7 тыс. голов свиней. По результатам биобактериологических исследований в 2010 году объявлены два неблагополучных пункта по туберкулёзу, из которых в настоящее время один пункт оздоровлен.

Лейкоз крупного рогатого скота наносит значительный экономический ущерб, связанный с преждевременной выбраковкой продуктивных животных, недополучением приплода, снижением продуктивности коров и качества молока. По состоянию на 01 января 2011 года в регионе имеется 22 неблагополучных пункта по лейкозу крупного рогатого скота. В результате проведённой работы количество гематологически больных животных на территории Ульяновской области, сданных на убой, уменьшилось с 1529 голов в 2005 году до 201 головы в 2010 году. Проведение оздоровительных мероприятий позволило снизить экономический ущерб от недополучения сельскохозяйственной продукции с 23,0 млн.рублей в 2005 году до 5,6 млн.рублей в 2010 году. Учитывая эпизоотическую обстановку по лейкозу, эффективность проводимых мероприятий, а также экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, оздоровление крупного рогатого скота необходимо осуществлять поэтапно, с проведением на первом этапе мероприятий, направленных на ослабление, и на втором этапе – на прекращение эпизоотического процесса.

В заразной патологии животных и птицы, наибольший удельный вес занимают «бытовые» инфекции. За 2010 год регистрировались заболевания колибактериозом в 30 случаях, сальмонеллёзом – в 4 случаях, пастереллёзом – в 5 случаях. Указанные заболевания носят всесезонный характер, но особенно их активизация происходит в зимне - стойловый период.

Для подтверждения соответствия пищевых продуктов и сырья животного происхождения требованиям безопасности в ветеринарном отношении специалистами государственной ветеринарной службы Ульяновской области проводится ветеринарно-санитарная экспертиза продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения на продовольственных рынках, мясоперерабатывающих предприятиях, птицефабриках Ульяновской области. За 2010 год проведено 4731,1 тыс.экспертиз, что на 1443,3 тыс.экспертиз больше по сравнению с 2009 годом. По результатам проведённой ветеринарно-санитарной экспертизы в 2010 году выявлено 114,5 тыс.случаев заболеваний животных, из которых 75,7 тыс.случаев – незаразные болезни животных (переломы, воспалительные процессы в органах и тканях и др.), 38,7 тыс.случаев – инвазионные болезни животных (эхинококкоз, фасциолёз, дикроцелиоз и др.), 0,1 тыс.случаев – инфекционные заболевания (лейкоз, инфекционный атрофический ринит и другие). Это позволило предотвратить поступление в реализацию для населения Ульяновской области 287,0 тонн мясосырья и мясных субпродуктов, из которых 78,0 тонн направлено на обезвреживание, 140,1 тонн направлено на утилизацию, 28,7 тонн направлено на уничтожение.

Осуществление мероприятий по недопущению возникновения и распространения указанных заболеваний возлагается на ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы Ульяновской области. Согласно утверждённого плана противоэпизоотических мероприятий проводится полный комплекс профилактических работ. Особая роль отводится аккредитованным ветеринарным лабораториям. В настоящее время в составе областных государственных учреждений действуют 12 аккредитованных на техническую компетентность лабораторий. Они способны проводить диагностические исследования, подтверждать безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов в соответствии с национальными стандартами, принятыми с учётом международных норм.

Ориентируясь на основные направления бюджетной политики государства, в целях повышения эффективности и результативности деятельности, совершенствования методов управления, целенаправленно производится модернизация государственной ветеринарной службы Ульяновской области. Основными направлениями модернизации за последние три года можно назвать следующие:

1) сокращение числа юридических лиц:

произведена реорганизация областного государственного учреждения «Мелекесская районная станция по борьбе с болезнями животных» путём присоединения к нему Димитровградской городской станции по борьбе с болезнями животных и Димитровградской межрайонной ветеринарной лаборатории, областного государственного учреждения «Ульяновская районная станция по борьбе с болезнями животных» путём присоединения Новоульяновской городской станции по борьбе с болезнями животных, областного государственного учреждения «Барышская районная станция по борьбе с болезнями животных» путём присоединения Базарносызганской районной станции по борьбе с болезнями животных;

2) создание и совершенствование надзорного органа:

в связи с введением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Департаменте ветеринарии Ульяновской области, путём оптимизации структурных подразделений и штатной численности, создан крупный сектор государственных ветеринарных инспекторов для осуществления контрольных функций за соблюдением ветеринарного законодательства на территории Ульяновской области;

3) реорганизация ветеринарных лабораторий:

упразднены ветеринарные лаборатории в составе областного государственного учреждения «Павловская районная станция по борьбе с болезнями животных», областного государственного учреждения «Старомайнская районная станция по борьбе с болезнями животных», областного государственного учреждения «Тереньгульская районная станция по борьбе с болезнями животных» путём преобразования их в диагностические кабинеты, что позволило сократить затраты на их содержание и сохранить основной функционал. Ветеринарная лаборатория в составе областного государственного учреждения «Инзенская районная станция по борьбе с болезнями животных» упразднена в связи с передачей функций в областное государственное учреждение «Карсунская районная станция по борьбе с болезнями животных»;

4) реорганизация ветеринарных участков и ветеринарных пунктов:

за счёт упразднения части разрозненных структурных подразделений в каждом учреждении созданы единые структурные подразделения по ветеринарному обслуживанию сельских населённых пунктов на территории муниципальных образований Ульяновской области;

5) оптимизация штатной численности вспомогательного персонала:

произведено перераспределение функциональных обязанностей между работниками вспомогательного персонала за счёт совмещения профессий и расширения сферы деятельности, за счёт чего высвободилось более 100 штатных единиц.

Проведение указанных мероприятий позволило улучшить в целом ветеринарную деятельность и повысить качество предоставляемых услуг.

Осуществление государственных полномочий на территории Ульяновской области в объёмах и качественных показателях, предусмотренных ветеринарным законодательством, непосредственно зависит от состояния материально-технического обеспечения отрасли.

Производственные помещения, в которых размещены ветеринарные станции, лаборатории, подсобные помещения (виварии, гаражи) построены, в основном, в 50-70 годы прошлого столетия. В настоящее время многие из них стали непригодными для дальнейшего использования и требуют соответствующего ремонта. Пришли в непригодное состояние отдельные объекты недвижимости в областном государственном учреждении «Цильнинская районная станция по борьбе с болезнями животных», областном государственном учреждении «Тереньгульская районная станция по борьбе с болезнями животных», областном государственном учреждении «Сурская районная станция по борьбе с болезнями животных», областном государственном учреждении «Старомайнская районная станция по борьбе с болезнями животных», областнои государственном учреждении «Старокулаткинская районная станция по борьбе с болезнями животных», областном государственном учреждении «Павловская районная станция по борьбе с болезнями животных», областном государственном учреждении «Радищевская районная станция по борьбе с болезнями животных», а также в других областных государственных учреждениях ветеринарной службы. В целом по отрасли износ помещений производственного назначения составляет 72 процента. Поддержание помещений в рабочем состоянии за последнее десятилетие осуществлялось учреждениями за счёт средств, полученных от оказания платных ветеринарных услуг. Бюджетное финансирование на ремонт не выделялось.

Существует проблема в оснащении областных государственных учреждений специальным автотранспортом, приборами, оборудованием.

Проведённый анализ показал, что имеющийся в наличии автотранспорт изношен на 56 процентов, оборудование - на 75 процентов. Это свидетельствует о том, что значительная часть вышеназванных основных средств не соответствует техническим характеристикам и требует обновления. Особое внимание необходимо уделять проблеме оснащённости ветеринарных лабораторий Ульяновской области, целью которых является своевременная и точная постановка диагноза, контроль за качеством кормов и воды, используемых животными, а также проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства. В настоящее время в ветеринарных лабораториях Ульяновской области проводится диагностика более 80 заболеваний животных, птиц, рыб, пчёл. При этом лабораториям постоянно приходится работать с опасным материалом, представляющим потенциальную биологическую опасность. Необходимо также учитывать, что ветеринарные лаборатории Ульяновской области входят в службу наблюдения и лабораторного контроля и призваны в числе первых оперативно отреагировать в случае чрезвычайных ситуаций (радиационных, биологических и химических). Особое направление деятельности ветеринарных лабораторий Ульяновской области – это контроль за поступающей в регион импортной животноводческой продукцией. В современных условиях появляется много новых инфекций, ранее не известных ветеринарной науке, способных приносить огромный вред. Все это вызывает необходимость совершенствования существующих методов диагностики, а, соответственно, требует внедрения новейших приборов и оборудования.

Для обеспечения чётко построенной системы ветеринарного дела в Ульяновской области требуется создание кадрового потенциала ветеринарных специалистов. Для этого необходимо обеспечить условия для повышения профессионального мастерства, обучения современным методам лечения животных, диагностических исследований, а также организацию конкурсов среди ветеринарных специалистов, проведение «мастер-класса» и других мероприятий, позволяющих поднять статус ветеринарной службы.

Ввиду того, что вопросы ветеринарии не могут решаться обособленно на отдельно взятой территории, важная роль отводится к взаимодействию ветеринарных служб на межрегиональном и международном уровне. Для этого необходимо обязательное участие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в российских и международных совещаниях, конференциях, симпозиумах по вопросам ветеринарии, а также внедрять практику проведения их на территории региона. Первый опыт проведения Международной научно-практической конференции «Ветеринарная медицина ХХI века: инновации, опыт, проблемы и пути их решения» в Ульяновске уже появился в 2011 году, что значительно повлияло на повышение имиджа Ульяновской области.

Немаловажная роль отводится информированию населения о состоянии дел в области ветеринарии, а, именно, о том какие продукты питания попадают на стол потребителям, какие заболевания животных регистрируются на территории Ульяновской области, какие меры принимаются по предотвращению возникновения и распространения болезней животных.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство ульяновской области распоряжение iconОб утверждении государственной программы «Содействие развитию институтов...
В целях организации и осуществления деятельности в области гражданского общества на территории Ульяновской области Правительство...

Правительство ульяновской области распоряжение iconЭкономического развития ульяновской области
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ульяновской области постановляет

Правительство ульяновской области распоряжение iconМинистерство экономики и планирования ульяновской области
Ульяновской области субсидий Фонду «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» на обеспечение деятельности Ульяновского...

Правительство ульяновской области распоряжение iconЗакон вступает в силу с 01 января 2015 года
Закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории...

Правительство ульяновской области распоряжение iconМинистерство экономики и планирования ульяновской области
Порядка предоставления в 2014 году за счёт средств областного бюджета Ульяновской области субсидии автономной некоммерческой организации...

Правительство ульяновской области распоряжение iconПриказ от 28 мая 2009 г. N 06-47 о внесении изменений в приказ министерства...
Федерации от 23. 05. 2006 n 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", на...

Правительство ульяновской области распоряжение iconПрограмма Ульяновской области «Формирование благоприятного инвестиционного...
Ульяновской области «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы (далее – государственная...

Правительство ульяновской области распоряжение iconАнализ рейтинга муниципальных районов Ульяновской области за январь-октябрь 2013 год
Министерством экономики и планирования Ульяновской области произведён расчёт рейтинга социально-экономического развития муниципальных...

Правительство ульяновской области распоряжение iconКонцепция обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Ульяновской области Преамбула
Концепция основывается на требованиях международного, российского и областного законодательства и направлена на реализацию государственной...

Правительство ульяновской области распоряжение iconИнвестиционный меморандум Ульяновской области на 2014 год
В 2013 году инвестиций в экономику Ульяновской области поступило 76,2 млрд рублей, или 100,3 к уровню 2012 года, в том числе небюджетных...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную