Восканян Мариам Амбарцумовна






Скачать 46.24 Kb.
НазваниеВосканян Мариам Амбарцумовна
Дата публикации19.01.2015
Размер46.24 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Банк > Документы
Восканян Мариам Амбарцумовна

ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет,

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономической теории и

проблем экономики переходного периода

Тел.: (+37410)211466 (рабочий); (+37491)125366 (мобильный).

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РА: 20 ЛЕТ РЕФОРМ
С 1991 года Республика Армения осуществляет самостоятельную денежно-кредитную политику. В качестве режима денежно-кредитного регулирования был выбран режим таргетирования денежных агрегатов. Такой выбор был обусловлен тем фактом, что недостаточный объем золотовалютных резервов Центрального банка не позволил Армении остановиться на таргетировании обменного курса, а режим тартетирования инфляции для экономики Армении того времени был неосуществим.

Наряду с денежными агрегатами монетарные власти задавали в качестве прогноза также основные макроэкономические показатели, такие как реальный рост ВВП страны, показатели инфляции и т.д. Начиная с 2005 года эффективность монетарной политики в достижении целевых показателей значительно ухудшилась. По результатам 2005 года сформировавшаяся денежно-кредитная и макроэкономическая среда характеризовалась резким ростом спроса на драм, вследствие его удорожания, и прогнозируемым риском. В создавшейся ситуации, учитывая значительные отклонения денежно- кредитных показателей от прогнозируемых, ЦБ пересмотрел прогнозируемый уровень показателей, с целью осуществления более всеобъемлющей денежно- кредитной политики.

C начала 2006 года Армения объявила о переходе на таргетирование инфляции и основной целью Центрального банка Армении стало обеспечение показателя инфляции в размере максимум 3±1,5%, как целевого ориентира политики ТИ. Основным инструментом монетарного регулирования в Армении является ставка рефинансирования, которую «денежные власти» Армении с начал 2006 года постепенно поднимали с целью снижения инфляционного давления на экономику. Поначалу эти действия принесли соответствующие положительные плоды. Однако последующие периоды показали неэффективность предпринимаемых действий. В начале 2007 года целевой ориентир денежно-кредитной политики Армении был изменен и принял значение 4±1,5%. Такие действия центрального банка, по всей видимости, были ответом на высокие инфляционные ожидания. Тем не менее, ни повышение прогнозных показателей инфляции, ни дальнейшее повышение ставки рефинансирования не позволили центральному банку Армении достичь поставленных целевых ориентиров в 2007 году. Примерно такая же ситуация наблюдается в последующие периоды. В конце 2010г. в начале 2011 года ситуация практически вышла из-под контроля центрального банка.

В ежегодном разрезе картина более радужная. Однако, в двух из пяти лет реализации таргетирования инфляции в Армении, ЦБ РА не удалось достичь поставленной цели. При этом степень отклонения от целевого ориентира составила 61% и 49% в 2008г. и 2010г. соответственно. И если добавить к этому нарастающие темпы инфляционного давления за последние год-полтора, можно с сожалением констатировать, что умеренные на сегодняшний день темпы инфляции могут легко перейти в галопирующую.

С целью сдерживания инфляционного давления ЦБ РА повышает ставку рефинансирования, однако в сущности это не приводит к снижению уровня инфляции, и, начиная с 2007 года, «денежным властям» Армении не удается достичь целевого ориентира монетарной политики в большей части наблюдаемых периодов.

Итак, исследования показали, что основной инструмент ЦБ РА не обладает достаточной степенью эффективности в вопросе достижения целевого ориентира и борьбы с инфляционным давлением. Этому есть вполне объективная причина. На сегодняшний день экономика Армения не отличается достаточно эффективной финансовой системой. Достаточно отметить, что по состоянию на 2010 год уровень капитализации составил лишь 1,49%1. Этот факт лишает ЦБ РА возможности использовать основной инструмент денежно-кредитной политики при таргетировании инфляции, то есть операции на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, банковская система Армении занимает 90% от всех активов финансовой системы. Таким образом, единственным аккумулятором сбережений населения можно считать именно банковскую систему. Однако здесь возникает другая проблема. По состоянию на 2009 год уровень кредитования реального сектора, обеспеченного банковской системой составило лишь 19,9%, что, по сути, лишает «денежных властей» и возможности эффективно использовать ставку рефинансирования в качестве инструмента монетарного регулирования.

Все вышеперечисленное сопровождается постоянно увеличивающимся инфляционным давлением, восстановившимся потоком денежных валютных трансфертов, который, несомненно, имеет серьезное влияние на увеличение денежного предложения, ну и увеличение степени концентрации экономики сводит все попытки центрального банка по борьбе с инфляцией.

Что остается в такой ситуации центральному банку? В сложившемся положении «денежные власти» нашли единственное решение – ужесточение валютного регулирования. Практически с самого начала осуществления инфляционного таргетирования ЦБ РА проводит жесткую валютную политику. Искусственное укрепление обменного курса национальной валюты, которое осуществляется со стороны центрального банка, привело к значительным негативным последствиям. Безусловно, в какой-то степени такая политика привела к сдерживанию роста денежного предложения, и соответственно в определенной степени сократило инфляционное давление. Однако, как было показано выше, попытки ЦБ РА не привели к значительным успехам. В результате, ужесточение валютного контроля не позволило удержать уровень инфляции в рамках коридора, и в то же время свело на нет все экспортные позиции экономики Армении. Здесь также необходимо упомянуть одно из самых важных условий успешной реализации таргетирования инфляция, а именно свободно плавающий валютный курс. В этом смысле ЦБ РА де факто реализуя жесткое валютное регулирование, изначально исключает возможность эффективной монетарной политики в рамках таргетирования инфляции.

Таким образом, анализ, проведенный в работе, показал, что в настоящее время Армения не может в полной мере претендовать на реализацию инфляционного таргетирования в рамках собственной денежно-кредитной политики. В сложившейся ситуации более целесообразно было бы признать несостоятельность инфляционного таргетирования в рамках денежно-кредитного регулирования Армении, и объявить о переходе на режим валютного регулирования в рамках установленного коридора. Это бы отразило реальную денежно-кредитную политику, проводимую в настоящее время, но вместе с тем повысило бы степень прозрачности осуществляемой политики, и в течение времени позволило бы усилить позиции центрального банка в экономике. Более того, открытая политика по таргетированию обменного курса внесла бы для реального сектора экономики некоторую определенность на денежном рынке, что, несомненно, повлияло бы на эффективность как монетарной политики, так и работы экономики в целом.


1 Примечание: Данные согласно официальному сайту Фондовой Биржи РА – http://www.nasdaqomx.am


Добавить документ в свой блог или на сайт





При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную