Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить»






Скачать 130.93 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить»
Дата публикации31.05.2015
Размер130.93 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Банк > Урок
Урок обществознания в 9 классе

по теме «Налоги: почему их надо платить»

(«Обществознание» И.П. Насоновой, 9 кл., Вентана-Граф)
Пустоплеснова О.О.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №14», г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Цель: изучить сущность налоговой политики государства.
Задачи:

- проверить усвоение учащимися знаний по теме «Кредитно-денежное и валютное регулирование»;

- подвести учащихся к пониманию налоговой политики государства и к осознанному ответу на вопрос «Почему налоги надо платить?»;

- воспитывать качества, присущие законопослушным гражданам;

- готовить учащихся к предстоящей успешной социализации в обществе;

- стимулировать интерес к изучению предмета «обществознание».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: игра-аукцион (идеальная форма для работы с одарёнными учащимися)
Оборудование урока, средства обучения:

- учебное пособие «Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс»/ И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2011;

- учётная документация в зависимости от выбранного варианта урока (игра за наличный или безналичный расчёт);

- мультимедийная аппаратура или бумажный демонстрационный вариант сводной таблицы;

- карты самоконтроля по количеству учащихся;

- справочная литература – учебники истории Отечества, Конституция РФ, налоговый кодекс РФ;

- ноутбук с возможностью выхода в Интернет.
Понятийный аппарат: налог, налоговая политика, налоговая база, ставка налога, прямые налоги, косвенные налоги.
В результате изучения темы учащиеся должны знать, понимать:

что такое налоговая политика государства, из каких мероприятий она состоит, каковы её цели, виды налогов, почему их надо платить
Содержание игры-аукциона:

Все участники перед началом аукциона получают в классном коммерческом банке (функции банкира исполняет учащийся) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых (до конца проведения аукциона) в размере 1000 р. Это означает, что в конце аукциона его участники, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 р.

? - Объясните данные условия кредитования, используя информацию по учётной ставке Центробанка.

Расписываясь в банковской книге «Выдача кредитов», участники одновременно получают номер участника аукциона. Правильный ответ на купленный в ходе торгов вопрос приносит участнику аукциона определенный доход.

Перед началом проведения определенного тура ведущий (учитель) объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.

Правила проведения игры:


  1. Аудитории задается конкретный вопрос.




  1. Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов (с учётом своего главного капитала – знаний).




  1. Первоначальная цена лота – 100 р. Торговый (аукционный) шаг – 100 р.




  1. Называя свою цену, участник должен поднять карточку со своим номером.




  1. Участник, купивший лот, выплачивает в банк сумму, за которую он выкупил данный лот.




  1. За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке. В 3-ем туре участник, выкупивший вопрос, может привлечь в помощь группу поддержки. В этом случае он делит вознаграждение между всеми.




  1. Если участник неверно ответил на поставленный вопрос, он выплачивает в банк штраф в сумме 100 р., а этот вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи до победного конца. Деньги, выплаченные за этот вопрос, участнику не возвращается.




  1. Если у участника закончились деньги, он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 р. под 50% годовых.




  1. За некорректное поведение на аукционе – штраф 100 р. (некорректность поведения оценивается ведущим аукциона (учителем).




  1. Критерии оценок:

- если участник заработал свыше 4000 р., то его работа на уроке оценивается на «отлично» с выставлением оценки в журнал;

- от 3000 до 4000 – оценка «хорошо»;

- от 2000 до 3000 – оценка «удовлетворительно»;

- оценочные показатели банковских служащих, работников пресс-центра, арбитражной комиссии и ассистента оговариваются контрактом с ведущим аукциона.
11. Правильность ответа определяет ведущий аукциона либо, в спорных случаях, арбитражная комиссия (как правило, состоящая из двух или трех самых сильных учащихся или старшеклассников, «специализирующихся» на этом предмете).
Примечание: По решению учителя расчет может быть безналичным. В этом случае банковская группа оформляет соответствующим образом лицевой счет на участников аукциона.
Ход урока:


  1. Объяснение условий торгов и характера предлагаемых лотов.


Первый тур (открытый лот)

«Конкретный вопрос»

Ведущий объявляет, что данный тур будет проводиться по следующим правилам:

- аудитории задается конкретный вопрос из домашнего параграфа;

- право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер; для этого он платит наибольшую сумму в ходе открытых торгов.

После объявления правил ведущий громко четко задает первый вопрос, и затем начинаются торги и т.д.

После проведения первого тура можно сделать небольшой перерыв (реклама, интервью, подведение итогов и т.д.), в ходе которого участники могут взять второй кредит (если у них закончились деньги).
Второй тур (полузакрытый лот)

«Область экономических знаний»

Ведущий объявляет, что в этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь тема, участник же узнает точную формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лот, то есть после уплаты максимально высокой цены из всех предлагаемых в ходе торгов.

Все правила торгов остаются прежними.

Ведущий объявляет начало торгов второго тура, например: «Первый вопрос из области кредитно-денежного и валютного регулирования». Ведущий сразу же объявляет сумму вознаграждения за правильный ответ на вопрос. После того, как кто-либо из участников купил этот лот, ведущий задает конкретный вопрос: «Какие инструменты кредитно-денежной политики вы могли бы назвать?» и т.д.
Третий тур (закрытый лот)

«Неизвестный вопрос, или черный ящик»

Ведущий объявляет, что в этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области экономических знаний будет в этом лоте. Вопрос формулируется после того, как кто-либо из участников купит этот вопрос (лот).
Примечания:

- вопросы для всех трех туров являются ориентировочными, так же как и сумма вознаграждения;

- количество вопросов в каждом туре также примерное;

- в содержание вопросов может быть включен как пройденный (1 и 2 туры), так и новый материал (3 тур).


  1. Вопросы для проведения урока-аукциона






п/п

Вопрос аукциона (лот)

Сумма вознаграждения за правильный ответ (руб.)


Первый тур (открытый лот) «Конкретный вопрос» (раскрыть понятия)

1

Кредитно-денежная политика

500

2

Обязательный банковский резерв

500

3

Учётная процентная ставка + №9 на с.120 (учётная ставка Центробанка на сегодняшний день)

500

4

Мировая валютная система

500

5

Валютный курс

500


Второй тур (полузакрытый лот) «Область экономических знаний»

*Вопросы из области кредитно-денежного и валютного регулирования

1

Какие инструменты кредитно-денежной политики вы могли бы назвать?

1000

2

Как с помощью инструментов кредитно-денежной политики государство воздействует на экономику страны в целом?

1000

3

Какие факторы влияют на валютный курс?

1000

4

Зачем необходимо валютное регулирование?

1000

5

Д/з №7 – решение задачи?

1500


Третий тур (закрытый лот) «Неизвестный вопрос, или Чёрный ящик»

(с использованием предложенной справочной литературы, интернет-ресурсов

и учебника – новый параграф 21)

1

Перечислите основные обязанности гражданина Российской Федерации (Конституция РФ)

1500

2

Каким юридическим документом регулируются отношения в области налогообложения? (налоговый Кодекс РФ)

1500

3

Как появились налоги? (учебник обществознания - стр. 121, Интернет, учебники истории Отечества)

1500

4

Когда в России была введена подушная подать?

(Интернет, учебники истории Отечества)

1500

5

Какой налог пришёл на смену подушной подати?

(Интернет, учебники истории Отечества)

1500

6

Составьте схему «Виды налогов» (учебник обществознания – стр. 123-124, на доске и в тетрадях), *№6 на с.127

2000

2500

7

Что такое налоговая политика государства?

2000

8

Мероприятия налоговой политики?

2000

9

Цели налоговой политики?

2000

10

Почему налоги надо платить?

2000


3. Подведение итогов урока:

1. Ответы на вопросы из рубрики «Поймите себя» - мини-дискуссия.

2. Учащиеся заполняют карту самоконтроля, выставляются оценки за урок в соответствии с заявленными критериями
Карта самоконтроля и предложений учащегося


Тема урока

Моменты урока, вызвавшие интерес

Что не понравилось на уроке

Моя личная активность (по пятибалльной системе)

Моя оценка за весь урок (по пятибалльной системе)

Мои предложения учителю по совершенствованию

урока




















Примечание: Карта заполняется в конце урока. Карта дает возможность понять «молчащего», пассивного ученика, проанализировать урок с его позиций, определить уровень его притязаний.
4. Домашнее задание:

- выписать в тетрадь и выучить основные понятия,

- решить задачу №7 на стр.127,

*- задания №№8-9 рубрики «Узнайте ещё»,

* - прочитать следующий параграф 22.
Приложения

(возможная учётная документация с учётом двух вариантов проведения урока – по наличному и безналичному расчёту – на усмотрение учителя, в зависимости от уровня класса)
Журнал учета лицевых счетов участников аукциона


№ участника аукциона

Кредит 1 (выданная участнику аукциона сумма, руб.)

Процентная ставка, %

Кредит 2 (выданная участнику аукциона сумма, руб.)

Процентная ставка, %

Вознаграждение за правильный ответ, руб.

Штраф

Вознаграждение за правильный ответ, руб.

Штраф

Итоговая суммарная прибыль за вычетом штрафов и кредитов с учетом процентной ставки
















По количеству

разыгрываемых лотов





Журнал учета движения денежных средств на лицевом счете банка


Приход (получение штрафов, возвращенных кредитных сумм с учетом процентных ставок)

Расход (выдача вознаграждений, кредитов)

Остаток











Лицевой счет участника аукциона

№ п/п

Фамилия, имя

№ участника

Кредит 1 (100+30%)

Кредит 2

Цена лота

Доход

Штраф за неправильный ответ (100 руб.)

Штраф за некорректное поведение (100 руб.)

Чистая прибыль за лот

Чистая прибыль за все вопросы (лоты)

Оценка (в журнале)






































Сводная оценочная таблица

№ участника аукциона

Кредит 1 (выданная участнику аукциона сумма, руб.)

Процентная ставка, %

Кредит 2 (выданная участнику аукциона сумма, руб.)

Процентная ставка, %

Вознаграждение за правильный ответ, руб.

Штраф

Вознаграждение за правильный ответ, руб.

Штраф

Итоговая суммарная прибыль за вычетом штрафов и кредитов с учетом процентной ставки

Оценка за урок
















По количеству разыгрываемых лотов








Примечание. Сводная таблица выполняется на большом листе бумаги (например, формата А1) или в ноутбуке и по ходу аукциона оперативно заполняется ассистентом. Таблица помещается на классной доске или проецируется на экран.
Обязанности ассистента (помощника ведущего):

  1. Оперативно заполняет сводную оценочную таблицу.

  2. Ведет хронометраж (отсчет времени) по каждому этапу урока и предупреждает ведущего о завершении времени по этапам урока-аукциона.

  3. Наблюдает за порядком и соблюдением правил участниками игры-аукциона.

  4. Координирует работу аукционных групп (банковской, арбитражной, может быть, пресс-группы).

  5. Обеспечивает работу мультимедийной аппаратуры (если таковая имеется).

  6. Организует паузы (рекламные, интервью и т.д.) в промежутках между этапами (турами) игры.

  7. Выполняет отдельные поручения ведущего аукциона.

  8. На груди ассистента должен быть соответствующий значок (бейдж).


Примечание. Ассистент (он же ассистент-хронометрист) может быть назначен из числа учащихся старших классов или из числа учителей.
Инструкция банковской группе (банкиру, кассиру):

  1. Подготовить купюры денежных знаков.

  2. Подготовить необходимую документацию.

  3. Подготовить свое рабочее место.

  4. Четко, быстро, оперативно работать с участниками аукциона (выдавать и принимать денежные суммы и т.д.).

  5. Четко, быстро, оперативно вести учет денежных средств, информировать ведущего и его помощника (ассистента), по их просьбе готовыми дать интервью пресс-группе.

  6. На груди банкира и кассира - соответствующие значки.

Примечание. Банкир и кассир могут быть назначены из числа учащихся данного класса либо из числа учащихся параллельного класса.
Инструкция арбитражной комиссии (группе):

  1. Подготовить свое рабочее место: необходимую документацию, справочную литературу, ноутбук, вопросы и ответы и т.д.

  2. Внимательно наблюдать за ходом игры-аукциона: выслушивать и записывать (стенографировать или записывать на диктофон) ответы участников аукциона.

  3. Быть готовыми оперативно (по обращению ведущего) принять решение по определению правильности того или иного ответа.

  4. На столе арбитражной комиссии – соответствующая табличка, а на груди членов арбитражной комиссии – соответствующие значки.

Примечание. В арбитражную комиссию (группу) входят обычно двое-трое авторитетных учащихся (можно из старших классов, кто выбрал «обществознание» в качестве экзамена по выбору на ЕГЭ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрока по теме «Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е....
Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е. В. Мбоу сош №9 г. Чехов

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрок обществознания в 9 классе по теме «Бюджет дело государственной важности»
...

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрок обществознания в 9 классе по теме «Бюджет дело государственной важности»
...

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники»
Усова Марина Валериевна, учитель истории и обществознания тмк оу «Дудинская средняя школа №7»

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУроки о налогах Урок обществознания в 11 классе по теме «Механизмы...
Формировать у обучающихся понятия о механизмах формирования бюджета государства, роли и значении налогов и налоговой системы в осуществлении...

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconРазработка урока обществознания в 11 классе по теме "Безработица:...
Автор: Печеницына Вера Ивановна, высшая квалификационная категория, учитель истории и обществознания

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрок обществознания в 8 классе
Биосоциальное существо, имеющее свои желания и стремления, обладающее правами и обязанностями

Урок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить» iconУрок обществознания в 8 классе
Углубить представление о безграничности потребностей и ограниченности ресурсов; воспитывать компетентность в выборе профессии






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную